Проблемы безопасности на воде

В настоящее время немало рыбацкого народу ловит рыбу с лодок - на спиннинг или другие снасти. Это очень удобно, эффективно, а на некоторых водоемах, особенно - на больших, лодка - единственный вариант достать до рыбы. Но 99% рыболовов-лодочников нарушают все мыслимые и немыслимые правила поведения на воде, что зачастую приводит к очень печальным последствиям. Поэтому я и взялся за написание этой статьи, и надеюсь, что, прочитав ее, многие пересмотрят свое отношение к воде и станут относиться к этой жидкой субстанции с должным пиететом.

безопасность на водеВ период с весны до осени, когда это разрешено правилами рыболовства и другими нормативными документами, множество российских рек и водоемов просто переполнены разнообразными плавсредствами. Если взять, к примеру, волжские просторы, то лещатники занимают там обычно самые глубокие места вдоль русла, а ведь грузовые баржи и многоэтажные туристические пароходы проплывают буквально в десятке метров от их лодок. Джиговики вообще стоят на самом русле, где чаще всего попадаются крупные судаки, и при приближении больших пароходов вынуждены срочно вынимать якорь и отходить от фарватера на время прохода судна. А кружководы при наживлении снастей или вываживании так склоняются к воде в своих утлых лодочках, что кажется, еще чуть-чуть - и рыбак вместе со своим кружком вывалится за борт. Но вот спасательных жилетов - самого элементарного - на большинстве рыболовов не наблюдается. Выходя на рыбалку, эти люди забывают обо всем, кроме своего любимого увлечения. Забывают, в том числе, и о том, что любой водоем - это чуждая и опасная для человека среда. "Вода шутить не любит", - говаривал мой друг, опытный слаломист и водный турист, мастер спорта Сергей Киреев. И мы, тренеры и спортсмены, принимая новичков в наши секции гребного слалома, в первую очередь прививаем детям мысль об опасности водного пространства. И лишь затем обучаем их, как подружиться с этой стихией и получать удовольствие от общения с ней. Но при этом не допускать никакого панибратства! У многих же современных рыболовов нет уважительного отношения к водной стихии, и боязни перед ней у большинства этих людей тоже нет. Может, потому что они сами никогда не тонули или не были в трудной ситуации. Или им просто про эти опасности никто не рассказывал. И нет у них представления о том, как себя надо вести на воде и что необходимо с собой иметь в лодке. Однако элементарные правила поведения на воде обязаны выполнять все.

Многие владельцы плавсредств не знают правил судоходства
Некоторые, приобретя документы на право управления катером, не знают элементарных правил судоходства. Таких основ, как, к примеру, какого цвета должен быть бакен, обозначающий мель, а какого - судовой ход, что такое створные знаки и т.д. Кроме того, они не вникают, какую опасность для других людей на воде - и рыболовов, и просто купающихся, представляет глиссирующая на большой скорости лодка. Эти господа купили себе катер с мощным мотором - и сразу начинают с бешеных гонок по воде. А проблемы безопасности окружающих - побоку.Ознакомиться с "Правилами плавания по внутренним водным путям РФ" необходимо каждому, можно это сделать и в Интернете, например - на сайтах boatyard.ru или boat.ru.

Спасательный жилет
Спасжилет необходим и обязателен для любого в лодке - все об этом знают, но мало кто его одевает: каким бы фирменным он ни был, спасжилет сковывает движения, мешает ловить рыбу и грести, а иногда в нем попросту жарко. А осенью и зимой проблема усугубляется - ведь на рыболове надето столько теплой объемной одежды плюс тяжелая обувь, что при намокании всего этого ни один обычный спасжилет уже на воде не удержит, и тогда необходим уже "осенний" жилет - в два раза большего объема. Тем не менее, всем, находящимся на борту, необходимо иметь спасжилеты надетыми на себя, а не лежащими в лодке и заваленными другими вещами.

К слову, многие рыбацкие жилеты, продающиеся у нас, сшиты неправильно. Почему? Жилет попавшего в воду человека должен держать его на воде так, чтобы лицо этого человека и живот находились наверху, а не наоборот. В правильном спасжилете даже в бессознательном состоянии вы не будете находиться в воде лицом вниз - жилет сразу развернет вас как надо.

Помимо этого, некоторые жилеты тонут буквально через полчаса из-за того, что материал-наполнитель попросту впитывает воду! Именно такой "замечательный" предмет однажды купил один мой приятель, но как человек практичный и предусмотрительный, он до выхода на воду испытал его. После того, как проверяемый спасательный жилет, набрав в себя воды, стал уходить на дно, он был благополучно уничтожен, а приятель приобрел себе военный надувной жилет.

Нож, спички, телефон
На поясе каждого рыболова должен висеть острый нож в чехле, он поможет в критических ситуациях - например, при запутывании в сетях или веревках после падения в воду. К слову, я против применения в качестве спасательных средств различных веревок и спасконцов. Они при падении человека в воду могут еще больше усугубить ситуацию, если опутают ноги или руки как спасаемого, так и спасателя.

В карманах спасжилета рыболова в непромокаемых пакетах (или гермо-мешках) должны находиться спички, заряженные телефоны или рации. При длительных передвижениях по воде о маршруте и сроках возвращения обязательно сообщить людям, оставшимся на берегу.

При движении надо крепко держаться за лодку
Всегда при движении лодки под мотором, особенно с большими скоростями, необходимо хорошо упереться ногами в борта, а свободной рукой крепко держаться за лодку, чтобы в случае, не дай бог, какого-либо столкновения или резкого маневра не выпасть из лодки или, ударившись о лодку, не получить травму. Особенно это стало актуальным в последнее время, когда даже многие надувные лодки из ПВХ передвигаются по воде со скоростями порядка 35-50 км/час. Можно представить себе, чем заканчивается удар дейдвуда - "ноги" мотора на такой скорости о подводный топляк или браконьерскую сеть.

Добавлю, что водитель на лодке с транцевым или рулевым управлением должен обязательно надевать на запястье специальный аварийный шнурок, соединенный с кнопкой экстренного выключения мотора. Если вы выпали за борт, то чека-шнурок на руке выключает мотор, и, во-первых, вас не покалечит работающим винтом, а, во-вторых, лодка не уезжает от вас, а плывет по течению рядом и, чтобы добраться до нее, среднему пловцу необходимо сделать, как правило, лишь десяток хороших гребков.

Действия при возникшем препятствии
При движении по быстрой реке, будь то на гребной лодке или на катере с мотором, необходимо четко представлять свои действия при внезапно возникшем препятствии. Например, лодка спускается вниз по течению, выходит из-за поворота, а река полностью перегорожена упавшим деревом или завалом. Большой ошибкой в такой ситуации будет попытка погасить скорость лодки и выполнение так называемого "заднего траверса", который пришел в водный туризм из далеких 60-х. Эта практика и такая неправильная техника стала пагубной для многих. Ошибка в том, что невозможно быстро погасить скорость, т.к. лодка обладает очень большой кинетической энергией (вспомните формулу - произведение половины массы на квадрат скорости). Ваша задача - не гасить эту скорость, а изменить направление, т.е. необходимо на одном месте развернуть лодку на ходу почти на 180 градусов, поставить острый угол траверса и заставить посудину врезаться в берег носом против течения. При этом один из гребцов продолжает работать веслами (или поддерживает скорость мотором), а передний пулей выпрыгивает на сушу и держит лодку за нос, вытаскивая ее как можно дальше. Чтобы четко представить себе визуально этот маневр, можно посмотреть любые соревнования по гребному слалому: описанный мною маневр - это заход лодки на "обратные ворота". Точно так же все обстоит и на моторной лодке в большой воде. Если что-то возникло неожиданно перед судном - бакен, корабль, каменная коса и т.п., скорость погасить и включить заднюю передачу мгновенно не удастся, поэтому необходимо сделать резкий маневр, чтобы отвести нос судна в сторону. В этом случае удар о препятствие будет уже не лобовой, а по касательной, что гораздо безопаснее. При этом позаботьтесь, чтобы ваши друзья не вывалились за борт, крикнув им, чтобы они упали на дно лодки и крепко держались руками.

Действия при перевороте лодки
Всякому рыбаку должны быть хорошо понятны его действия при перевороте лодки или ее наполнении водой. Первый и основной совет: для начала постараться, чтобы при перевороте лодка не накрыла вас сверху и не ударила по голове. Для этого необходимо в такие критические моменты держать прямые руки поднятыми над головой. Затем следует схватиться за лодку, а если есть возможность - и залезть на нее. Конечно, предпочтительнее в такой ситуации выглядят надувные лодки - многие дюралюминиевые лодки по разным причинам не обладают достаточной плавучестью и в качестве объекта для спасения рыбаков при перевороте или наполнении лодки водой рассматриваться не могут. Именно поэтому перед выходом на воду, особенно на чужой лодке, необходимо поинтересоваться - какие на ней имеются емкости непотопляемости и средства для спасения людей.

На металлической лодке надо обязательно иметь спасательные круги - по одному на человека: при выходе лодки из строя или ее затоплении они позволят выжить.

При падении в воду, когда трудно ухватиться за лодку или использовать ее в качестве средства спасения, необходимо в первую очередь снять с себя обувь и тяжелую одежду - и только после этого плыть к берегу.

Кстати, на больших водоемах на рыбалку лучше выезжать коллективом из нескольких лодок, и лодки должны находиться друг от друга на расстоянии прямой видимости - для своевременного оказания помощи.

Нельзя пить на воде и плавать ночью
Нельзя на воде употреблять крепкие алкогольные напитки - ведь пьяному и море по колено. Снижается чувство опасности, человек становится чересчур смелым и безответственным.

Запрещено ловить рыбу с лодок и вообще плавать на маломерных судах ночью. Но если сложилась такая ситуация и все же надо плыть по воде в темноте на свой страх и риск, то держаться следует бакенов, при отсутствии фонаря постоянно зажигая спички или зажигалки, голосом подавая знаки, чтобы привлечь внимание людей, которые тоже могут оказаться на воде. Но лучше для таких ночных экстремальных ситуаций иметь на лодке два фонаря: один - для освещения лодки, а другой - мощный, типа прожектора, для освещения пути. В карманах всегда должны лежать маленькие налобные фонарики, которые в темноте надо сразу включить. Необходимо подключить и эхолот, он при изменении курса покажет мелкие и опасные места. Но безопаснее все же не плыть в темноте, а причалить к берегу, развести костер и дождаться утра.

Якорь должен находиться в кокпите
Недавно трагический случай произошел с моими друзьями. Их лодку нашли напротив базы на большой реке на очень мощной струе. Она стояла на якоре, 30-сильный мотор работал, в лодке никого не было. До конца не ясно, что именно случилось на воде, но события можно попытаться реконструировать.

Стемнело, замерзшие ребята торопились на базу к теплу и горячей еде. Тяжелый якорь, вероятно, лежал на носу лодки. Это общепринятая и очень опасная практика - оставлять там якорь. Понятно, что постоянно переносить его с носа лодки в кокпит - долго и грязно. Постоянный подъем якоря при переезде с одной точки на другую выматывает, особенно когда рыбачишь от рассвета до заката, да еще несколько дней подряд. Начинают болеть и руки, и спина, а если сюда приплюсовать и бешеные нагрузки от нескольких тысяч забросов тяжелых джиговых приманок (причем в основном - в положении стоя), то к вечеру сил уже не остается совсем.

Но вернемся к тому, что случилось. При подходе к базе в этом месте на реке приходится пересекать очень сильную струю, и, по-видимому, лодка на большой скорости в темноте врезалась в нее. Лодку бросило в сторону, якорь с носа мог выпасть в этот момент, а мог и в следующий, когда рулевой попытался резко выправить прежний курс. Лодка продолжала двигаться с прежней, высокой скоростью (и ребята, скорее всего, даже не заметили, что якоря на лодке уже нет) до тех пор, пока не вымоталась вся веревка - и якорь не зацепился за грунт. В результате этого мгновенного торможения, которое можно сравнить с врезанием в препятствие, сперва люди могли удариться о какие-либо металлические части лодки, а затем их со скоростью, равной скорости лодки на тот момент, выбросило в ночную холодную воду. Ситуацию в огромной степени могли бы изменить спасжилеты - они бы самортизировали удар тел о лодку и спасли бы потом в воде. Но спасжилеты остались лежать в лодке, а чека-шнурок для мгновенной остановки двигателя не была надета на руку, иначе мотор бы заглох.

Нельзя плавать в шторм
Два года назад, осенью, московские спиннингисты на хорошей лодке "Днепр" с 40-сильной "Ямахой" попали на Рыбинке в сильное волнение и решили продолжить движение к берегу, хотя единственным правильным решением было бы отсидеться на острове. Вероятно, они вышли на глиссирование, понадеявшись на мощную технику, но врезались в высокую волну, которая мгновенно остановила лодку, выломала лобовое стекло и затопила до краев. В этой лодке, на беду, вместо "ящика непотопляемости" в корме сделали сундук для вещей. Нос лодки хоть и оставался на поверхности, но за него схватиться было невозможно из-за отсутствия специальных ручек или веревок. Рыбаки оказались в холодной штормящей воде без спасательных средств (жилетов не было) и далеко от берега. Итог печален: после окончания шторма в результате поиска лодку нашли, а людей - нет.

Точно в такую же ситуацию - в сильный ветер и высокую волну - попали другие рыболовы, когда двигались в лагерь после рыбалки. Ребята были умные и опытные, после попадания лодки в первую же высокую волну быстро поняли, какая им грозит опасность, сразу зашли за один из островов с подветренной стороны, вытащили лодку на берег, развели костер и позвонили по мобильнику в службу спасения. На следующий день их, живых и здоровых, снял с острова большой корабль.

В сильный ветер и большое волнение, если по неведомым срочным причинам принимается решение плыть в лагерь, двигаться следует вдоль береговой линии с минимальной скоростью и как можно ближе к суше.

Конечно, тема безопасного поведения на воде столь обширна, что приближается к объему среднего романа, я напомнил лишь ряд основных моментов. Главное - нельзя пренебрежительно и панибратски относиться к чуждой нам, людям, жидкой среде обитания. Помните: вода шутить не любит!

В. Герасимов, мастер спорта СССР по водному туризму

"Спортивное рыболовство № 3 - 2007г."

журнал Спортивное Рыболовство №3 2007


Опрос

У ВАС есть лодка, Вы ее зарегистрировали в ГИМС?

  1. Я еще не купил, но буду приобретать (252 / 16%)
  2. У меня есть лодка, но я ее еще не регистрировал (212 / 14%)
  3. Свою лодку я уже зарегистрировал, но номера еще не наносил (206 / 13%)
  4. Лодку зарегистровал, бортовые номера ГИМС нанес (206 / 21%)
  5. Моя лодка не требует регистрации (568 / 36%)