Каталог товаров |
Лодка рыбака и ее оснащение. ЯкоряСледующая запись в судовом билете - якорь. Как говорит теория: "Якорное устройство служит для удержания судна на месте во время стоянки в удалении от берега, а также у необорудованного берега". Для маломерных судов это устройство состоит непосредственно из якоря, якорного каната и стопорного узла. ![]() ![]() Почему здесь лишь примерные значения? Все расчеты в справочной литературе, как правило, выполняются для якорей типа "Адмиралтейский". А практика показывает, что не на всех видах донного грунта этот вид якоря демонстрирует наивысшую держащую силу, есть конструкции, более приспособленные под определенные виды дна. Вообще, характер донных грунтов и наличие на дне результатов техногенной деятельности человека в местах предполагаемого плавания следует обязательно учитывать при подборе якоря. На все случаи жизни одного универсального якоря может и не хватить. ![]() Какие советы из практики подбора якоря могут пригодиться начинающим водномоторникам-рыбакам? Сначала - о разнообразии форм и размеров. Начнем с якорей признанного типа. Адмиралтейский складной якорь (рис. 1) ![]() Якорь Дэнфорда (рис. 2) Якорь повышенной держащей силы. На прилавках магазинов можно встретить якоря массой в 4,6,8 и 10кг. В зависимости от размера цена может быть от 500 до 1500 рублей. К недостаткам можно отнести большие габаритные размеры. Якорь Брюса (рис. 3) ![]() ![]() Якорь Аттвуда (рис. 4) Еще один образец якорей повышенной держащей силы. Обычно имеет массу 4, 5 и 7 кг. К недостаткам, с точки зрения применения на ПВХ-лодках, можно отнести большой размер, т.к. якорь не складной. Стоимость подобных моделей - от 900 до 1300 рублей. Есть и модель очень компактного якоря - Аттвуд-грибок. К якорям признанного типа относятся также якоря Матросова, Холла и якорь-плуг (CQR), но эти модели реже встречаются на прилавках специализированных магазинов - они более габаритные, что может быть не всегда удобно на небольших лодках. ![]() ![]() Учитывая, что для небольших лодок водоизмещением 200-350 кг достаточно якоря в 3-4 кг, получается, что самый доступный по всем параметрам - это якорь-кошка. ![]() Если же выезд на рыбалку планируется на 2-3 и более дней, а акватория изобилует и большими глубинами, и неудобными для причаливания берегами, да и малознакома, то иметь еще один якорь в запасе будет совсем не лишним, особенно, если это будет плавучий якорь (фото 5). ![]() Хочу предложить вниманию читателей еще одну интересную конструкцию (фото 6). Но сразу же оговорюсь, что такой якорь можно рассматривать только как второй в лодке. Он исключительно эффективно работает только (!!!) на песчаных или слегка заиленных грунтах. При массе 2,75 кг он легко удерживает на песчаном грунте судно с развитыми палубными надстройками водоизмещением около 2000 кг при ветре скоростью порядка 10-12 м/с. ![]() При начальной цене единицы продукции около 300- 500 рублей рыбалка может перейти в разряд весьма затратных мероприятий и нешуточно ударить по семейному бюджету. Поэтому предлагается очередная самоделка. На коленке за вечер ее не сделать, но у знакомого специалиста кузовного ремонта при наличии сварочного аппарата можно за раз изваять не один экземпляр подобного изделия (рис. 5). Конструктивно - это тот же якорь-кошка, у которого лапы (точнее - прутья) отгибаются при повышенной нагрузке. Лап может быть несколько - от 3 до 6. Понятно, проволока не должна легко гнуться. В зависимости от ее твердости она может быть толщиной 2,5-4 мм (фото 7). Якорный канат Следующая деталь якорного устройства - это якорный канат: не думаю, что кто-то из судовладельцев маломерного флота, особенно на ПВХ-лодку, будет устанавливать якорную цепь - если только не используется электролебедка. Потому выбор предстоит сделать из изделий натурального происхождения (пенька, абака или сизаль) или искусственного (капрон или нейлон). ![]() Основное для нас - подбор по толщине и прочности на разрыв. Синтетические тросы при диаметре от 7 мм и выше имеют разрывное усилие более 1000 кг. Исходя из предпосылки, что численное значение разрывного усилия якорного каната должно превышать массу якоря в 50-70 раз, получаем возможность использования тросов диаметром 7-10 мм на судах водоизмещением около 1 т, применяя при этом якорь массой 10-15 кг. Соответственно, для судов меньшего водоизмещения все параметры пропорционально убывают, но, тем не менее, рекомендации по диаметрам тросов начинаются с 7- 7,5 мм. Казалось бы, налицо явный излишек прочности, но, с другой стороны, если использовать меньший диаметр, то при поднятии якоря, особенно при его отрыве от дна, тонкий канат будет просто резать руки. ![]() ![]() Длина якорного каната выбирается с учетом возможного района плавания. Увеличение длины приводит к росту удерживающей силы якоря. Однако это увеличение будет ощутимо лишь в определенных пределах. Практика показывает, что для маломерных судов вполне достаточно иметь длину якорного троса в пределах от 4 до 6 величин глубины в предполагаемом месте стоянки. Длина может быть несколько увеличена, если будущий район плавания приходится на участки с мощным течением или сильным ветром. Перепробовав за последние несколько лет значительное количество разнообразных тросов, использую в качестве якорного троса на различных судах водоизмещением вплоть до 600 кг вот такой трос - точнее, ленту или стропу (фото 8). Ее разрывное усилие более 600 кг, что вполне достаточно для якорей весом до 6 кг. Профиль позволяет извлекать якорь из грунта без малейших негативных последствий для рук, а плетение не слишком жесткое, благодаря чему стропа хорошо вяжется в узлы, а убранная по-походному занимает на судне небольшой объем. Обобщу все вышесказанное в таблице.
Стопорное устройство Это может быть и электромеханическая лебедка - правда, она чаще встречается на лодках с жестким корпусом длиной от 5 и более метров. Особенно на лодках с каютой, где может быть несколько затруднен проход в носовую часть - вследствие этого отдачу якоря целесообразно производить дистанционно - с места рулевого. На небольших же лодках стопорное устройство - это рым-рукоятка или рым-кольцо. Как привязывать якорь? ![]() Если огонов на канате нет, вяжем канат к якорю и к рыму простым, но надежным узлом. Однако если вы якорем с таким креплением попадаете в какое-то "крепкое" место, то вероятность поднять якорь на борт без применения маски и ласт может оказаться близкой к нулю. Что же надо сделать, чтобы максимально избежать подобной неприятной процедуры? Есть несколько вполне доступных возможностей. ![]() Этот фиксатор будет выполнять функции чеки (фото 10): если произойдет очень сильное зацепление, то резким рывком под углом к направлению первоначальной постановки якоря или в противоположную сторону мы рвем шнур-чеку - и поднимаем якорь уже за тренд. Вариант 2. Якорный канат пропускаем через скобу, а к тренду уже привязываем узлом (фото 11). Оставшийся конец возвращаем вдоль каната и фиксируем. Длина этой части каната, понятное дело, должна быть несколько больше глубины в месте якорной стоянки. Таким образом, если с первой попытки не удается вытащить якорь за якорный канат, у нас всегда есть дополнительная страховка. ![]() ![]() На водоеме, гидрологические особенности которого вам знакомы мало (особенно, если это большая и открытая стихиям акватория), важной добавкой к уже имеющемуся якорю может быть нехитрое приспособление в виде отрезка длиной 70-100 см крупнозвенной цепи, могущая послужить в качестве дополнительной огрузки якоря (фото 12). В случае необходимости прикрепить ее понадежнее, переплетаем цепь на лапах, а потом крепим к тренду (фото 13). Крепление якорного каната к судну ![]() ![]() ![]() И еще одна маленькая военная хитрость: чтобы не вылезать каждый раз на бак, не карабкаться по рубке или в волну не вставать с места в небольшой ПВХ-лодке - можно использовать карабин на небольшом отрезке веревки (фото 14). ![]() И еще один аспект необходимо затронуть - крепление якоря по-походному. Актуальность этого, к сожалению, показывает печальная статистика на водоемах: пренебрежение к надежному креплению якоря на переходах, особенно при передвижении в режиме глиссирования, стало причиной ряда трагедий - из-за бесконтрольного выпадения якоря за борт на большой скорости. ![]() Одно из требований, предъявляемых к якорному устройству, состоит в том, что в случае необходимости якорь должен быть отдан в кратчайшие сроки. Такое требование предполагает, что якорный канат находится уложенным либо в бухту, либо на катушке, тогда канат не будет болтаться по кокпиту и путаться под ногами. Изготовление плавучего якоря ![]() ![]() Она не претендует на совершенство и высочайший полет конструкторской мысли и, тем более, какой-то художественный изыск. Это всего лишь моя попытка минимизировать трудовые, временные и финансовые затраты, прилагая только собственный труд с применением минимального набора инструмента и расходных материалов. Якорь рассчитан на небольшие лодки длиной до 430 см и водоизмещением до 350-400 кг, как наиболее часто используемые для целей рыбалки. Исходя из этого и будут даваться приблизительные размеры. Колебания размеров в пределах плюс/минус 10-15% вполне допустимы и не окажут существенного влияния на снижение потребительских качеств самоделки. ![]() ![]() Естественно, чем прочнее будет заготовка, тем лучше. Желательно, чтобы она обладала стойкостью к коррозии. Что можно найти из случайно подвернувшегося под руку? Верхняя, аккуратно срезанная часть пластикового ведра или бочки из-под краски (фото 16). ![]() ![]() ![]() Для изготовления купола (конуса) подходит любая ткань. Качеством ткани определяется лишь один параметр плавучего якоря - срок его жизни. Избыточная толщина и, соответственно, плотность ткани - это вместе с большим сроком службы еще и дополнительно большой объем готового изделия, что для ограниченного жизненного пространства ПВХ-лодок - не всегда приемлемо. ![]() ![]() Выкройка купола будет выглядеть так (рис. 9). В схему заложены следующие условия: 1. Необходимо с помощью портняжного метра или рулетки замерить окружность заготовки обруча (фото 18), она должна соответствовать длине линии А - на этом уровне будет крепиться (вшиваться) обруч. ![]() 3. После изготовления купола, в районе выходного отверстия будет находиться точка крепления своеобразного буйрепа, необходимого для снятия с плавучего якоря. ![]() Контроль за полученным результатом выглядит примерно так (фото 22). Полученный усеченный конус не должен быть совсем кривым. Небольшое несоответствие плоскостей нижнего и верхнего кругов - не критично. ![]() Далее, размещаем обруч с привязанными стропами в готовом конусе и вшиваем его по периметру (фото 25). Для этой процедуры, если нет устойчивых навыков работы на швейной машинке, лучше воспользоваться просто ниткой и иголкой. Все швы, исполненные как на швейной машинке, так и вручную, желательно с двух сторон защитить тонким слоем герметика, либо водостойким клеем (фото 26). Если в каких-то местах, нитки, сшивающие элементы порвутся, то дальше проклеенный шов расходиться не будет (фото 27). ![]() Переходим к оснащению изготовленного якоря. Для его постановки не нужно длинного якорного каната, вполне хватит 5-7 м. Можно использовать тот же канат, что и для основного якоря. В качестве буйрепа вполне подойдет канат меньшего сечения, потому что его задача - на начальном этапе "погасить" купол якоря. При дальнейшем подъеме якоря больших нагрузок на буйрепе уже не будет. Очень удобно пристегивать плавучий якорь к якорному канату при помощи карабина. Также при помощи карабина якорный канат удобно фиксировать и к рыму на форштевне лодки. Если плавучий якорь ставится в случае аварийной ситуации на судне, для его дополнительного заглубления целесообразно применение подгрузки в виде отрезка цепи длиной 1-2 м, устанавливаемого между якорным канатом и якорем (фото 29). Особенно, если плавучий якорь выполнен из легких материалов. И самое главное: проведите заранее испытания вашего плавучего якоря. Возможно, потребуются какие-то регулировки - они могут касаться балансировки подвеса на стропах и величины выходного отверстия. Хранить якорь лучше в отдельном мешке или чехле вместе с якорным канатом. Следующий пункт записи в судовом билете - это швартовый конец. Об этом, а также о сигнальных и навигационных средствах, аптечке, ремонтных материалах и многом другом - читайте в следующем номере. В. Соколов "Спортивное рыболовство № 4 - 2007г." журнал Спортивное Рыболовство №4 2007
|