Узелки на шнур, и на память

Большинство рыболовов, особенно спиннингистов, часто меняющих места якорных стоянок, испытывают немалые неудобства при манипуляциях с якорем. Чтобы увеличить или уменьшить отпуск шнура, изменить положение лодки относительно ветра или течения, постоянно приходится, положив удилище, что-то перевязывать, перезакреплять, тратя на это драгоценное время. В прошлом году я придумал, как от этого избавиться.

рис.1Но для начала - о багаже. Многим не раз приходилось решать проблему надежного крепления багажа на транспортном средстве - от ручной тележки до верхнего багажника автомобиля. Фиксация багажа с помощью шнура весьма неудобна: закрепление конца шнура с сохранением натяга - дело кропотливое. Кроме того, обвязка при транспортной тряске неизбежно ослабевает, приходится перевязывать.

Более удобный способ - с помощью резиновых тяжей, типа эспандерных резинок. Но и у этого способа свой минус: чтобы обеспечить необходимый натяг, часто приходится обкручивать конец тяжа вхолостую и вокруг чего попало. Кроме того, прочность крепления хуже, чем со шнуром: при резком торможении или ударе багаж может с крыши "спрыгнуть" на капот. Немалое значение имеет и то, что масса, объем, да и стоимость этого крепежа больше, чем у шнурового.

рис.2Я уже более 10 лет пользуюсь комбинированным способом. Обвязываю багаж шнуром, а концы его стягиваю с помощью короткой резинки. На каждом конце шнура у меня с небольшим интервалом (5-10 см) навязано несколько простых узлов, а на обоих концах резинки закреплены крючки. Ширина щели крючка такая, что через нее шнур проходит, а узел - нет. Обвязав багаж, захватываю одним крючком узел в начале шнура и, растянув резинку, накидываю крючок на подходящий узел на другом конце. Если в нужном месте узла не оказалось, то завязать его - секундное дело. Если в процессе транспортировки натяжение шнура ослабло, просто перекидываю один из крючков на другой узел. В качестве резинок использую толстостенную (вакуумную) трубку длиной 15-20 см. Заделка крючков показана на рисунках. Шарик (рис. 1а), не дающий крючку выскочить из трубки, делаю, обмотав конец несущей проволоки другой, более мягкой проволокой и пропаяв насквозь припоем образовавшийся клубочек. Неровности зашлифовываю, чтобы не повредить трубку. Бандаж (рис. 1б) делаю любой прочной нитью, для надежности его можно промазать клеем.

О делах якорных
Вышеописанную идею можно приспособить к якорным делам. Простейший, с помощью банального гвоздя, способ избавиться от необходимости привязывать и перевязывать якорный шнур, показан на рисунке 2. На шнуре навязаны с интервалом узлы, не проходящие через щель крючка. Интервал между узлами такой, чтобы они не попадали на борт лодки. На моей "Уфимке" - это около 1 м. Иначе они могут протереть борт.

рис.3Крюк из гвоздя устанавливается на передней банке. Эта конструкция обеспечивает возможность вслепую одной рукой укоротить отпуск якорного шнура, не выпуская из другой руки удилище, которое, к примеру, гнет щука, норовящая уйти в тростники.

Однако такой примитив не пришелся мне по душе, и я изготовил съемную скобу на одном барашке (рис. 3). У меня под рукой оказалась миллиметровая пластина из титана, хотя для двухместной "надувнушки" лучше бы 2- или 3-миллиметровый алюминий. Замысловатая форма плоского крючка определялась желанием исключить возможность самопроизвольного выскакивания узла из зацепления при различных углах выхода шнура и предельно облегчить заведение шнура в щель. Кромки металла необходимо скруглить, чтобы не перетирался шнур. Кроме этой скобы я установил на этой же банке по паре крючков по каждому борту, за которые возможно зацепить уже закрепленный в скобе шнур, для изменения углов положения лодки относительно ветра или течения (рис. 4).

Эта операция также может быть выполнена на ощупь и одной рукой. Конструкция крючков - дело вашей фантазии. Я их сделал их того же материала, что и скобу (рис. 5).

О запасе
Я уже писал о своих якорях (СР №3 - 1999), повторяться не хочу, напомню лишь, что разработаны они с таким расчетом, чтобы их лапы разгибались в случае "мертвого" зацепа при предельном усилии на шнуре. Якорей - две модели: малая (0,5 кг) и большая (около 1 кг). Малая предназначена для двухместных надувных лодок, большая - для более серьезных (она прошла успешные испытания на сборно-надувном катамаране "Альбатрос" и пластиковой "Пелле").

рис.4-5Поскольку у меня появилась робкая надежда, что в скором времени эти якоря могут появиться в продаже, не могу не предупредить владельцев двухместных надувнушек: большой якорь я категорически им не рекомендую. Дело в том, что когда я демонстрировал свои якоря на выставках, многие владельцы малых резиновых лодок высказывали сомнение в том, что полукилограммовый якорь достаточен для их лодки, и просили продать большой - им казалось, что запас не повредит.

Прошлым летом я рыбачил у истока Невы, чуть выше острова Орешек. Когда поднялся приличный северо-западный ветер, я решил половить в левой протоке, спрятавшись от ветра за остров. Раньше меня судьба туда не заносила, и то, что там мощнейшее течение, было неожиданностью. Описанных выше якорных наворотов у меня тогда еще не было, и шнур был просто привязан к банке. Как только якорь ухватился за дно, лодку моментально развернуло почти поперек течения - и вода чуть было не хлынула через борт. Если бы это случилось, лодка наверняка бы опрокинулась. Манипулируя шнуром и веслом, я смог поставить лодку носом против течения. Достигнутое равновесие было шатким: течение или порыв ветра могли его нарушить. Шнур из рук не выпустить, до ножа не добраться. Интуиция подсказала, что если я смогу подобраться поближе к месту зацепа, мне удастся разогнуть якорь. И вот когда шнур составил с водной поверхностью угол около 45°, якорь освободился. Позже, на берегу, я узнал, что подобные ситуации в этом месте не редкость. Было и несколько случаев с летальным исходом. Так что окажись тогда у меня не полукилограммовый якорь, а килограммовый, "с запасом", то возможно и не было бы этой статьи. Намотайте это на себе ус. На всякий случай имейте под рукой легко открывающийся нож - якорный канат перерезать. Ведь злую шутку может сыграть с рыболовом не только течение, но и внезапно налетевший ветер, и мало ли что еще...

Р. Мясников

"Спортивное рыболовство № 4 - 2007г."


журнал Спортивное Рыболовство №4 2007


Опрос

У ВАС есть лодка, Вы ее зарегистрировали в ГИМС?

  1. Я еще не купил, но буду приобретать (252 / 16%)
  2. У меня есть лодка, но я ее еще не регистрировал (212 / 14%)
  3. Свою лодку я уже зарегистрировал, но номера еще не наносил (206 / 13%)
  4. Лодку зарегистровал, бортовые номера ГИМС нанес (206 / 21%)
  5. Моя лодка не требует регистрации (567 / 36%)