Вот закончился пост, и захотелось свежей рыбы

Наш журнал постоянно знакомит читателя с современной правовой и экологической ситуацией на различных водоемах России. В  этот раз наш спецкор Андрей Великанов беседует о состоянии дел на Финском заливе с начальником Государственной морской инспекции пограничного управления ФСБ РФ по Ленинградской области Алексеем Гоником.

- Алексей Станиславович, в последние годы рыболовы-любители, если говорить откровенно, запутались в обилии контролирующих природу органов. Тут вами Комитет по природопользованию и охране окружающей среды, и Севзапрыбвод, и Россельхознадзор, и ГИМС - просто голова кругом идет. В конечном счете, кто же все-таки отвечает за рыбу?

- Охрану водных биологических ресурсов и осуществления государственного контроля в этой сфере обеспечивает сегодня только Государственная морская инспекция пограничного управления ФСБ РФ по Лениградской области. ГИМС правомочен инспектировать регистрацию и техническое состояние маломерных судов. Россельхознадзору подвластны все внутренние водоемы (исключая внутренние морские воды), а Севзапрыбвод ныне занимается исключительно рыбо-водно-ихтиологическими задачами. Многовато, вроде бы, организаций, но не так уж и сложно в их компетенции разобраться.

- И какое же состояния Нептуновых кладовых в вашей епархии, ведь я уже не один раз из уст серьезных государственных мужей слышал тезис о смерти Финского залива - конечно, с рыбохозяйственной точки зрения.

- Если говорить о рыбной промышленности, то она, конечно, постепенно отходит в небытие, и виною тому не только экологические, но и социально-экономические, и даже политические факторы. Например, рыбная продукция, поступающая на наш рынок от эстонских соседей, значительно дешевле выпускаемой на перерабатывающих заводах Ленинградской области. Впрочем, и садковый атлантический лосось из Норвегии делает просто нерентабельным сдачу в торговую сеть отечественными рыбаками аналогичного улова.

Но, в первую очередь, состояние экологии Финского залива зависит от всесильного антропогенного фактора. Только посмотрите, что произошло здесь за последнее десятилетие: перекрытие Маркизовой лужи полноценной дамбой, искусственное намывание Васильевского острова, грандиозное строительство портов и терминалов -как по южному, так и по северному берегу. Многократно увеличился и объем морских грузоперевозок. Да плюс к тому с ростом благосостояния населения рыболовами-любителями постепенно осваиваются самые удаленные от цивилизации морские участки.

- Я знаю, что у вас в инспекции все учтено и запротоколировано. Сколько же рыбы было добыто в прошлом году на Финском заливе ?

- Естественно, значительно меньше, чем в советское время, когда только корюшки вылавливалось около 20 тысяч тонн! Ныне эта цифра по этой исконно питерской рыбешке понизилась всего до 144 т, салаки поймано 2062 т, кильки - 612 т, леща - 89 т, судака - 38,5 т, лосося - 600 кг.
Столь мизерные объемы вылова объясняются в первую голову активным хозяйственным использованием "человеком разумным" нагульно-нерестовых зон - и теперь, например, о знаменитой Лахтинской отмели, где весною в обилии прежде концентрировалась корюшка, сегодня - в большинстве своем из-за несанкционированного сброса грунта - надо просто забыть. Намывание же Васильевского острова настолько замутило воду, что рыбакам, традиционно промышляющим здесь, приходится вручную отмывать улов в проточной воде, иначе его просто не реализуешь.


 - Но есть ли какие-то конкретные статистические и научные данные об экологической вредности данного проекта?

- Есть и цифры, накладываем мы и штрафы (около 15000 рублей за протокол), но в силу пресловутых экономических факторов этот проект с успехом продолжается. Тем более что следившая прежде за состоянием воды Финского залива Спецморинспекция существует сегодня только на бумаге. Вместе с тем экологический ущерб от подобных проектов можно было бы успешно компенсировать созданием искусственных нерестилищ, и это не новость для многих экономически развитых стран. Есть проблемы и с добычей железно-марганцевых конкреций в районе островов Гогланд - Мощный. От жителей Усть-Луги, где они хранятся под открытым небом, стали поступать жалобы на обострение различных заболеваний.

- Алексей Станиславович, давайте теперь поговорим о проблемах любительского рыболовства. Что происходит на заливе в этой рекреационной нише?

- У любителей главная проблема - другого рода: это сети. Ну не может наш человек выехать на пикник и не поставить хотя бы 25-метровый конец. Ведь простейшая сетчонка стоит в магазине всего 90 рублей. Кто-то даже посчитал, что "удочкой в клеточку" в Ленинградской области балуется до 800 тысяч "любителей"! Особенно эта забава распространилась в последние годы, в связи с громадным ростом парка надувных лодок и надежных портативных подвесных моторов импортного производства. А вот в СССР сети были строго запрещены не только к использованию частными лицами, но даже и к продаже. Другая проблема - отсутствие современных правил любительского рыболовства, ведь до сих пор мы руководствуемся "библией" почти двадцатилетней давности, где нет таких понятий, как троллинг, а ловля на "дорожку" даже под веслами запрещена!


- Но ведь в 2004 году Госдумой был принят федеральный "Закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" ? Опубликован и проект новых правил, где троллинг уже в полном законе - правда, почему-то ограничен всего двумя приманками.

- Так-то оно так, но в законе одни лишь общие фразы, и чтобы такой документ заработал, необходимо порядка трех сотен подзаконных актов и разъяснений. Вот они-то и застряли на согласованиях и рассмотрениях. Так что, по-прежнему ждем официальных бумаг - и пока штрафуем любителей, которых становится все больше, по советским правилам. Возможности для этого в нашей морской инспекции сегодня есть все - 57 сотрудников и довольно приличное материальное обеспечение. Хотите сами убедиться? Тогда будьте завтра в 7 утра в Сосновом Бору у госинспектора морской охраны Сергея Лапшина.
Почему в семь, я понял несколько позднее - когда мы нахватали первых бреков в Щучьей бухте, в районе 16-го причала, совсем неподалеку от Соснового Бора. Мужички на старенькой "Пеле" под 5-сильным четырехтактным "Меркурием" старательно снимали на метровой волне лесковую "сороковку", ну никак не менее 250 метров. Наша эскадра выглядела гораздо внушительнее: рыбинспекторский алюминиевый Master со 100-сильным Mercury EFI и пятиметровый надувной "Посейдон" под "тридцаткой" Tohatsu. По-честному, мы благодарили провидение, что взяли для выполнения рыбоохранного рейда у Сергея Мнева именно эту надувнуху с диаметром баллона 62 см и грузоподъемностью более тонны. В суровых морских условиях в кокпите ладно скроенной лодки чувствуешь себя в полной безопасности. Поскольку колбасило довольно прилично, более 38 км/час мы сегодня не выжимали, но для таких погодных реалий и специфических работ скорость и не нужна вовсе. Главное здесь - большой борт, с которого можно уверенно, даже на волне, свеситься, выбирая незаконные сети, и вольготно расположить разнообразное имущество в просторном кокпите.


Деваться бракошам было некуда, и они угрюмо отбрыкивались: "Не мешайте работать, волна ведь!". В составе нашей опергруппы -общественные инспектора Александр Мелыдер и Владимир Савчевич, без их помощи инспектору Лапшину было бы действительно сложно: в Заливе волна, что надо, и одному и зачалиться, и даже оформить протокол - проблематично. В "Посейдоне" со мной курсируют Андрей Спирин и Эдик Бубович, давнишние однокорытники по рыболовной теме.
Улов в сетях небогатый - пара мелких судаков, корюшка, плотва. Рыбинспектор Лапшин насчитал ущерба всего на 650 рублей. Бракоши попались словоохотливые и довольно грамотные по рыбной части. На вопросы отвечали с охоткой, без каких-либо злобных выпадов и горестных сожалений.


- Неужели интересно сеткой промышлять ?- интересуюсь у проштрафившегося сорокалетнего жителя Соснового Бора Валерия Николаевича Оборина

- Конечно, занимательно, - отвечает провяленный ветрами мужичина, - бывает за ночь и 100 кг судака ввалится.

- Cпиннингом ловишь?

- Конечно, но апрель - не его время. Сейчас только "клетка" в дело идет.

- Когда блесною поработать можно на Заливе ?

- Мой график по спиннингу такой: февраль - март - это кумжа, май - июнь - судак и щука, октябрь -ноябрь - конечно, лосось. Остальное время - сетки.

- Пардон, но ведь ты указал и запрещенные правилами сезоны, и даже краснокнижные виды - кумжу и лосось!

 - Правил не читал, а книгу красную пусть в Москве изучают, - довольно вразумительно рассуждает Оборин, - а нас еще поймать надо. Вот сегодня из-за волны замешкались на сетках, а то бы фиг попались!

- Почему ходишь на импортном моторе и старенькой лодке ?

- Далеко от берега забираться не приходится, так что хватает и "Пеллы". Это ты на своей лайбе можешь море пересечь, нам же эта забава ни к чему. С "Меркурием" дружу уже почти три года - и он еще ни разу не подводил, так что ни к "Ветерку", ни к "Салюту" больше никогда не притронусь.

- Что будем писать в объяснении ? - сурово вступает в наш диалог Сергей Лапшин.

- Неужели не понятно, гражданин начальник, только что закончился пост - и захотелось свежей рыбы, - ехидно улыбается безработный Валерий Николаевич (именно так он написал в протоколе).

- И это происходит в середине апреля, при температуре воздуха чуть выше нуля, северном ветре и метровой волне, - комментирует ситуацию рыбинспектор, - а летом только на моем участке в выходные на берегу стоит по 200 палаток, не меньше и на-дувнушек, и почти столько же сеток. Вот и получается в год по 50-80 протоколов на рыбинспектора.

- Беда в том, - активно вступает в разговор Александр Мельцер, - что сети настолько дешевы, что люди не боятся их бросить и, завидя рыбинспекторский катер, уезжают домой. Ничейная же сетка продолжает губить рыбу круглосуточно.

- Вот и получается, что работы непочатый край, - подводит итог выезду бывший пограничник Лапшин, - а есть новые правила или их нет - наш народ всегда толкует официальные писули в собственном разрезе и понимании. Редакция благодарит ООО "Посейдон" за всестороннюю помощь в организации рыбоохранного мероприятия.

Вместо постскриптума

В заключение хотелось бы отметить несколько особенностей пятиметровой "Посейдоновской" лодки. Пожалуй, тут первый случай на рынке, когда столь внушительное судно весит всего 120 кг. Достигнуто это благодаря использованию ПВХ-ткани другого типа - не такой,что стоит на более малорослых надувнушках. У лодки большая килеватость и надежно закрепленные банки. Единственное, что хотелось бы увидеть в дальнейшем на таких "крейсерах", так это складную ходовую рубку - ведь сидеть на румпеле на морской волне всегда сплошное мучение.
 
Спортивное Рыболовство № 5 2007 

журнал Спортивное Рыболовство №5 2007


браконьер, правила ловли
Опрос

У ВАС есть лодка, Вы ее зарегистрировали в ГИМС?

  1. Я еще не купил, но буду приобретать (252 / 16%)
  2. У меня есть лодка, но я ее еще не регистрировал (212 / 14%)
  3. Свою лодку я уже зарегистрировал, но номера еще не наносил (206 / 13%)
  4. Лодку зарегистровал, бортовые номера ГИМС нанес (206 / 21%)
  5. Моя лодка не требует регистрации (567 / 36%)