Каталог товаров |
На рыбалку на велосипедеНа вопрос, что для него рыбалка, каждый, пожалуй, ответит по-разному. Для кого это - эстетика снастей, для кого - незабываемые приключения, кто-то ценит рыбалку просто за непредсказуемость. Едут на рыбалку и за тридевять земель - в поисках нетронутой природы, а бывает - рыбачат и в самом сердце мегаполиса. Одно объединяет нас всех - стремление к новым ощущениям, впечатлениям, открытиям. А сколько их приносит симбиоз двух моих любимых занятий - велосипеда и рыбалки! Итак, сегодняшняя тема - "велорыбалка". ![]() Современный велосипед для загородных поездок - горный (mountain bike, или сокращенно МТБ, с диаметром колес 26 дюймов) или универсальный дорожный (как его еще называют - "гибрид", с колесами в 28 дюймов - нечто подобное выпускали в Союзе под маркой ХВЗ "Турист") - позволяет преодолевать полсотни верст и более даже неподготовленному человеку. Здесь, как говорится, была бы цель да внутренняя установка к ее достижению, а уж это у нас, рыбаков, присутствует в полной мере. Теперь поставим вопрос интереснее: велосипед какого типа лучше для поездок на рыбалку? Сам я пользуюсь классическим МТБ вседорожного типа - не таким, что у нас принято называть чистым "горником". На языке профессионалов слово "горник" ассоциируется с "двух-подвесом", т.е. велосипедом, чья рама оборудована двумя амортизаторами - спереди и сзади. Так вот, "горники" созданы больше для прыжков и трамплинов, езда же на средние дистанции, как в нашем случае, на них не очень удобна: рама на ровной дороге из-за действия амортизаторов как бы плавает под тобой - и эффективность наших усилий по вращению педалей оставляет желать лучшего. На сленге такие велосипеды называют еще "холодцом". Впрочем, не столь критично, если под вами будет даже старый отечественный велосипед, с ним тоже можно организовать неплохой выезд, было бы желание. Мы же ищем способ, как осуществить, а не причину, почему это невозможно, так ведь? Тут главное - сама идея, само настроение. Хотя гораздо приятнее быстро катить по шоссе, потом свернуть на полевую дорогу и, уверенно двигаясь по ней, преодолеть внушительный подъем или взять ручей вброд. И все это не слезая с велосипеда, находя, как говорится, с ним полное взаимопонимание - переключая передачи, изменяющие усилие педалирования, используя амортизирующие свойства вилки и прочие приятности. Требования к велосипеду. Модели Во-первых, велосипед, независимо от его конструкции, обязан быть технически исправным. Перед выездом я обязательно провожу ТО, которое сводится к смазке цепи, подкачке шин, проверке работоспособности основных узлов. Во-вторых, велосипед должен быть удобным и совместимым со своим владельцем. Дело в том, что рамы всех современных велосипедов (по крайней мере, с понятным происхождением) имеют размерность, разработанную под рост предполагаемого ездока. Обозначается сей параметр как в дюймах (например, по длине подседельной трубы; стандартные размеры - 17, 19, 21 и 23 дюйма), так и обозначениями L, XL и т.д. Двухметровому человеку, поверьте, будет не очень-то удобно восседать на 17-ой раме, не говоря уже о педалировании. Нас должны устраивать еще такие параметры, как конфигурация седла, педалей и прочие личные ощущения. ![]() Что касается оборудования велосипеда, так называемой "навески", а сюда входят задний и передний переключатели, переключатели на руле (манетки), передние звезды трансмиссии (называются системой), задние звезды (кассета) и цепь - то тут продукция Shimano - есть хорошо. Альтернатива, считающаяся более "продвинутой" (но в сравнении с Shimano нужно говорить о конкретных моделях) - продукция фирмы Sram. Что касательно топовых марок современных велосипедов, то здесь на ум сразу приходят следующая "великолепная пятерка": Trek, Giant, Scott, Author, Kelly's. Покупая продукцию этих контор, мы, невзирая на модель, получаем достаточно серьезные гарантии качества. На велосипедах Trek, например, "Тур де Франс" выигрывали 7 раз, на Giant - четырежды. В "породистом" велосипеде каждая деталь, вплоть до спиц, имеет собственное имя и маркировку, а именем этим, как правило, фирмы дорожат. Вот, правда, стоимость - как тот табор: в смысле - уходит в небо... Но если быть реалистом, вполне добротный велосипед класса МТБ, например - Kelly's Quartz, можно взять долларов так за 300. Приходилось сталкиваться со следующими конкретными моделями примерно одинакового ценового диапазона (до 450 у.е.) упомянутых выше марок: Giant iguana (нет нареканий), Scott Reflex 30 (я бы сказал, у этой модели чересчур "прогулочная" посадка велосипедиста, но надежность - на высоте), Kelly's Salamander (особых нареканий нет, разве что тормозные тросики идут сверху по раме), Trek 4500 (неплохо себя показал). В принципе, все эти велосипеды сделаны на совесть, тут при выборе важны личные ощущения. Сам я пользую с недавних пор Scott Scale 70, велосипед так называемый "кросскантрийный", проще говоря - универсальный. Единственный недостаток для меня - это спортивная направленность Scale 70, отсюда вытекают такие болезни, как усложнение крепления багажника (он просто не предусмотрен, но я уже сам пристроил) и не очень удобная, явно не прогулочная посадка. Зато велосипед идет ровно, легко и уверенно - в общем, эффективность педалирования впечатляет. И еще к вопросу о выборе. Нам понадобится помимо самого байка еще масса всяких полезных в дороге вещей (об этом чуть позже). Так вот, при ограниченном бюджете лучше, по-моему, положить все деньги на добротный велосипед, а уж потом, со временем, обрастать всем необходимым. Логика тут простая: лучше взять BMW в простейшей базовой комплектации, чем затюнингованный "Москвич". Стратегия и тактика Мы можем преодолеть приличное расстояние за достаточно короткое время, при этом получив удовольствие. Моя, например, обычная крейсерская скорость по асфальту колеблется в пределах 25-27 км/час, и это без особого напряга. Поэтому можно смело планировать однодневный поход с общим пробегом до 100 км. Да-да, в рамках светового дня можно посетить любой водоем в радиусе 50 км без особых трудностей, используя только велосипед. Важно заранее определиться с маршрутом, от которого во многом и зависят требования к велосипеду. Именно поэтому, выбирая модель класса МТБ, я получаю универсальный аппарат. Я бы сказал, МТБ среди велосипедов - это джип среди машин. ![]() Будем считать, что тех, кто еще не пробовал "велик" в деле, убедил. Теперь немного полезных хитростей, которые нам понадобятся при организации и последующем прохождении маршрута. Велосипедист, упорно движущийся к своей цели - это хорошо. А целеустремленный велосипедист-рыбак - это уже нечто из разряда стихий, которые, как известно, просто так не остановишь. Но, все же, гораздо легче ехать на велосипедах группой. У спортсменов даже есть такое выражение - "везти на колесе" - в отношении ситуации, когда едущие в группе (пелотоне) за лидером велосипедисты не так сильно устают, как одиночки, идущие по тому же маршруту. В группе незаметнее текут километры, с пелотоном считаются как с полноправным участником дорожного движения, да и в случае ЧП (поломка, прокол) помощь товарища не будет лишней. Даже собаки как-то не очень хотят бросаться на группу велосипедистов. При разработке нового маршрута лучшим источником информации могут стать люди, успевшие побывать в интересующих нас местах. Так вот в этом случае привязываться к маршруту лучше, опираясь не на названия по месту следования, а, как показывает, практика, на конкретные приметные объекты (мосты, памятники архитектуры или природы и т.д.) Потому как частенько водоем, обозначенный на карте надписью "Белый брод" местные вполне могут называть "Темным омутом". Из старых добрых бумажных карт для разработки маршрута вполне хватает стандартной километровки. Велопоход с использованием параллельно и железнодорожного транспорта - это отдельная тема. Как правило, поезда, дизели и электрички используются для заброски в отдаленные места, а уж велосипед доставит нас непосредственно в конечную точку маршрута. Благо сегодня транспортировать байк - одно удовольствие: все громоздкие узлы демонтируются быстро и безболезненно (имею в виду - без ключей). Стоит разжать зажим эксцентрика (фото 2) - и мы снимем колеса, седло. И уместим велосипед на верхней полке электрички, если понадобится. Велоснаряжение ![]() Фляга, закрепленная прямо на раме специальным подфляжником (фото 4) - это отнюдь не чисто спортивные заморочки. Возможность в дороге отпить водицы и освежить лицо, двигаясь без остановок и, соответственно, потери времени, бывает сложно переоценить. Лучше конечно, если фляга будет с эффектом термоса, предохраняющим воду от нагревания. ![]() Отметим, что второй, спорящий с багажником по важности, атрибут - это велоаптечка (фото 5). В ее состав обычно входят: 1. Запасная камера (1-2 штуки) и непременно компактный велонасос. 2. Ремкомплект для камер (моментальный клей, заплаты) - на случай фатального невезения с проколами. В этом пункте обязательны еще спички. Во-первых, они не помешают в любом походе, а во-вторых, найдя прокол на камере, мы пометим его вставленной спичкой, чтобы потом, подготавливая заплаты и клей, не потерять из виду место повреждения. 3. Запасная цепь. Дело в том, что у многоскоростных велосипедов цепь вынужденно очень тонкая, с мелкими звеньями, что порой, особенно если она изрядно поношена (неоднократно размыкалась), приводит к разрыву оной. На дороге же, в полевых условиях, собрать ее без должного инструмента не очень-то быстрое дело, да и не всегда возможное. Цепь-запаска же оборудуется специальным замком, позволяющим размыкать ее голыми руками. ![]() 5. Комплект запасных батареек для фонарей. 6. Масленка. Порой проедешь по высокой росной траве - и то цепь начинает хрустеть, то втулка какая-нибудь смазки просит. 7. Спицевой ключ. В велоаптечках это не относится к обязательной программе, но, бывает, наскочишь на камень или "поймаешь" колесом выбоину... В итоге имеем "восьмерку" на колесе. Если на обыкновенном отечественном "Аисте" она не столь критична, только ежели с эстетической стороны, то вот на импортных, многоскоростных, тормоза обычно ручные. Расстояние между тормозными колодками и ободом - миллиметр, от силы два, а если речь идет о дисковых тормозах, то и вовсе десятые миллиметра. В общем, кривой обод начинает тереться о колодки - и ехать становится грустно, как будто сзади к тебе плуг привязали. Тогда останавливаешься, опрокидываешь велосипед колесами кверху и, покручивая колесо, смотришь место изгиба обода. Вычислив его, действуешь по следующей схеме: подтягиваешь спицевым ключом спицу противоположной стороны пику выгиба и отпускаешь спицу со стороны вогнутой. Так обод вновь становится дружественным и прямым. Еще в дороге нам обязательно понадобится задний красный фонарь и передний бело-лунный - частенько ведь приходится ездить в сумерках, а обозначать себя в темноте на дороге обязательно нужно. Очень приятной, я бы сказал, отвлекающей штуковиной является велокомпьютер (фото 6) - небольшой приборчик, фиксирующий нашу скорость, пройденное расстояние, среднюю скорость, время в пути и еще много чего. Сейчас они могут даже пульс отображать. За кажущейся бесполезностью велокомпьютера скрывается важная подсознательная функция - он как будто дисциплинирует велосипедиста, приучает к движению с равномерной скоростью, позволяет достаточно точно определить наши возможности, чтобы в дальнейшем, при разработке маршрута, мы могли ориентироваться и планировать время в пути, пройденные расстояния. ![]() О резине Горные велосипеды с колесами в 26 дюймов, получившие самое широкое распространение, оснащают, и чаще всего - господа китайцы, почему-то жестоко шипованной резиной - очевидно, по образу и подобию мотоциклетной. Так вот, если наш маршрут проходит по весенней грязюке, полевым направлениям (дорогами зачастую это не назовешь), то это обстоятельство хоть как-то объяснимо и понимаемо, но по асфальту такая резина не катит в прямом смысле. У спортсменов есть даже специальные методики подготовки, когда на тренировках используется шипованная (тренировочная) резина, а на соревнованиях - гоночная (так называемый "слик"). В итоге велосипедист на соревнованиях начинает просто летать. Я использую универсальный тип резины - полу-слик - достаточно гладкие покрышки со спокойным мелким рисунком, но шипованные с боков, что может понадобиться при поворотах с малым радиусом (фото 7). По шоссе с такой резиной велосипед идет на порядок легче, и из него можно выжать на 1-2 километра больше, чем со "злой" шипованной. Говоря о резине, просто не могу не упомянуть одно важное обстоятельство: камеры должны бать как следует накачаны (для стандартной резины 26x2 дюйма - это где-то 3,5-4,5 бара или атмосферы), что даст нашей "боевой машине" еще более легкий ход. Вообще, читайте информацию на покрышках, там может быть написано максимальное давление, которое держит камера, длина окружности колеса (программируется в велокомпьютер) и еще что-нибудь интересное, что поможет нам выжать из резины по-максимуму. Паркинг ![]() Пункт, которого не может не быть: базовая техника Немного о технике "велосипедирования". Есть тут несколько особенностей, которые должен знать каждый. При езде на приличные дистанции, когда наши ноги находятся в работе по несколько часов подряд, большая нагрузка ложится на коленные суставы. Дело в том, что синовиальная (по-моему, так зовется) жидкость, отвечающая за смазку суставов, наиболее активно выделяется при частом педалировании. Стало быть, это наиболее приемлемые условия для безопасности наших суставов. В связи с этим существует такое понятие как "каденс", т.е. количество оборотов в минуту, которое совершают наши ноги, вращая педали. Оптимальным для движения на средние и дальние дистанции считается каденс в интервале 80-100 об/мин (для любителей, т.е. нас с вами). Как вы можете заметить, каденс 80-100 - это достаточно частое вращение: около полутора оборотов в секунду. Понятно, что менять передачи - значит, изменять каденс, потому-то многоскоростные велосипеды наиболее удобны и безопасны для наших рыболовных целей. Почему я выше уделил внимание размерности рам? Потому что для комфортной езды на велосипеде нужна правильная посадка. В основном речь здесь идет о высоте подъема седла. Есть такой прием, который позволяет установить сиденье на оптимальной высоте. Кто-то должен крепко держать велосипед. Мы садимся на сиденье и вращаем шатун назад (чтобы велосипед не приводить в движение) - до тех пор, пока педаль не примет нижнее вертикальное положение по отношению к земле. Так вот, на этой стадии мы должны доставать до педали стопой (не вставая с сиденья), при этом наша нога должна полностью (но без напряжения) выпрямляться в самом нижнем положении шатуна. Важно: доставать до педали мы должны центральной частью стопы без проблем. Дальше фиксируем седло на этой высоте. Теперь слезаем - и опускаем его ниже сантиметра на полтора - два. Все, теперь наши ноги не будут переутомляться, и мы не заработаем потертостей на пятой точке. ![]() Условное топливо для вечного двигателя Машины ездят на бензине, самолеты летают на керосине, а велосипед потребляет калории, наши калории. В связи с чем встает вопрос о питании в походе при ограниченности массы и объема багажа. Проблемой здоровой "энерджи фуд" занимаются многие люди, связанные со спортом. Магазины спортивного питания предлагают внушительный ассортимент всяких разных ед для культуристов - недешевых, надо сказать. Мы же с друзьями поступаем проще: берем с собой немного сала (не больше квадратного метра - шутка). Да-да, того самого сала, которое чуть ли не валюта в одном сопредельном государстве. Надо сказать, сало, нарезанное мерными ломтиками (с розовой мясной прослоечкой) в компании со свежим черным хлебом да половинкой припорошенного солью помидорчика, да на природе... Поэзия, в общем. И проблема здорового энергетического питания в походе решена. Конец фильма Байк обладает своего рода "открытой архитектурой" - другими словами, способен подстраиваться под конкретные условия эксплуатации и нужды конкретного же человека. Да и сами велобайкеры, подобно своим "боевым машинам", вынуждены приспосабливаться к различным сложностям - непогоде, ночи, злющим собакам, наконец. Правда, взамен они получают нечто большее, чем просто свободу передвижения - стиль жизни, что ли. ...Ощущение самой большой скорости, какое я когда-либо испытывал, было получено при затяжном спуске с горы на велосипеде. Не беда, что велокомпьютер позже, уже дома, показал максимальную скорость всего-то 56 км/час - ощущение было такое, что я быстрее всех во Вселенной! О. Ляльковский "Спортивное рыболовство № 5 - 2007г." журнал Спортивное Рыболовство №5 2007
сидение, колесо, спица, велошлем, тормоза
|