Каталог товаров |
Лодка рыбака на ходу и на стоянке
(продолжение)
Швартовый конец Следующий пункт записи в судовом билете - швартовый конец. Правила типового оснащения маломерных судов не дают жесткой регламентации настоящей позиции. По аналогии с большими кораблями, где введено понятие швартово-буксировочного устройства, для маломерных судов водоизмещением 200-300 кг это должен быть крепкий канат длиной порядка 20-30 м и диаметром не менее 4-5 мм (если это синтетическое изделие). Если же трос из натуральных материалов, то, соответственно, в 1,5-2 раза толще. Напомню, что диаметр швартового каната должен возрастать пропорционально увеличению водоизмещения судна. ![]() ![]() - место крепление буксирного троса на вашей лодке должно находиться по возможности ближе к ее диаметральной плоскости*, дабы максимально снизить длину рычага с усилием, направленным на разворот вашей лодки; - место крепления надо выбрать максимально низко над ватерлинией, дабы избежать опрокидывающего через транец усилия, особенно при буксировке против волны и ветра другого судна, чье водоизмещение больше, чем у вашей лодки. ![]() ![]() На буксируемом судне оптимальная точка крепления буксировочного троса - за рым на форштевне. Необходимо учесть, что в процессе движения буксируемому судну надо придать небольшой дифферент на корму. В противном случае лодка будет очень сильно рыскать, создавая значительные неудобства рулевому буксира, стаскивая буксир с траектории, им определенной. В процессе буксировки, особенно на большие расстояния, и в условиях весьма ощутимого лимита горючего - последнее можно немного сэкономить. Для этого надо: - не разгонять караван более 8- 9 км/час, оптимально - около 7 км/час; - рассчитать длину буксировочного каната так, чтобы буксируемое судно постоянно находилось на скате стоячей волны, образующейся за буксиром. Практика показывает, что оптимальным и безопасным, учитывая инерцию, может быть положение буксируемого судна на третьей или четвертой волне. Для этого ему нужно вначале дать максимальный отпуск, а потом подтянуть до оптимума. При выполнении буксировки на рулевого буксира ложится ответственность за безопасность людей на буксируемом судне. Поэтому надо заранее договориться об условных сигналах и предупредить о нежелательности перемещений по лодке. Нужно убедиться, что люди одеты в спасательные жилеты, а весла вставлены в уключины и готовы к использованию в любой момент. Рулевому следует, плавно выбирая до натяжения буксирный канат, убедиться, что он не попадает под винт, после чего двигаться на минимальном ходу. Когда канат натянулся, тогда плавно выводить мотор на оптимальные обороты. При завершении буксировки остановка также должна быть заблаговременной и плавной, чтобы избежать соударений судов между собой и нежелательных контактов с берегом. Одним из сложных маневров для рулевого будет расхождение со встречными и попутными судами при движении по небольшим рекам, каналам или в узостях. Он должен выбирать траекторию движения каравана так, чтобы, находясь как можно дальше от пути следования догоняющих или обгоняющих судов, не оказаться в опасной близости от мелей и берега. ![]() ![]() Если повышение дна к берегу не плавное, а имеет ярко выраженную бровку или перегиб, то на ней от проходящих судов образуется опрокидывающаяся волна (миниатюрное подобие океанских волн, на которых любят кататься серферы), которая как во встречном, так и в попутном варианте может серьезно залить небольшие суда. Об этом нужно помнить, и при расхождениях с судами держаться от таких бровок подальше. Также необходимо учитывать, что по законам гидродинамики лодка, идущая на буксире, при расхождении с любыми судами (особенно это касается больших судов) будет весьма сильно притягиваться к проходящим неподалеку судам. Сила подобного притяжения возрастает в геометрической прогрессии при сближении. Рулевому обязательно нужно учитывать это явление в процессе буксировки, тщательно выбирая и отслеживая траекторию движения буксируемого судна. Конец Александрова ![]() Сигнальные средства В судовой билет могут быть вписаны сигнальные средства - фонарь белого света, сигнальные ракеты - 3 штуки. ![]() Тем, кто изучал основы судовождения на курсах в ГИМСе в рамках МППСС-72, уже знаком полный список сигналов, используемых на судах, которые указывают на то, что судно терпит бедствие. Согласно записи в судовом билете маломерного судна о наличии необходимой на борту пиротехники, и в соответствии с ее возможностями (если вы остановились на "Сигнале охотника"), выбор несколько скромнее - он ограничен патронами с огнем красного цвета. В случае необходимости они могут выпускаться поодиночке через короткие промежутки времени. ![]() ![]() Но, в соответствии с рядом документов Министерства обороны, МВД и Погранвойск ФСБ РФ, их частями и подразделениями - в ряде случаев, в том числе и в непосредственной близости от воды, могут применяться сигнальные ракеты с огнями желтого и зеленого света. Поэтому бездумный запуск рыболовами подобной пиротехники в непосредственной близости от района проведения мероприятий силовыми структурами может иметь неприятный отклик! ![]() Большинство изделий выполняется по энергосберегающим технологиям: схема питания светодиодов работает в импульсном режиме, что позволяет очень существенно снизить (в десятки раз) потребление электроэнергии. Такие фонари при еженедельном пользовании могут работать в течение всего летнего сезона. А выбор между налобным (фото 11) и классическим ручным фонарем - за вами, уважаемые коллеги. Естественно, безопаснее и более комфортно, если в лодке такой фонарь будет у каждого из рыбаков (для подстраховки), но во время перехода в качестве топового огня будет использоваться, естественно, только один. ![]() Хочу затронуть еще один аспект безопасности, особо актуальный для небольших глиссирующих мотолодок из ПВХ. В сопроводительных документах большинство производителей ЗАПРЕЩАЮТ (!) эксплуатацию таких лодок в темное и ночное время. Это объясняется отсутствием в конструкции штатных мест размещения ходовых огней. ![]() По требованиям ГИМСа, владельцы ПВХ-лодок должны в условиях ограниченной видимости и ночью приложить максимальные усилия, чтобы сделать свои суда заметными (!) для других судов, находящихся в акватории. Минимально необходимое требование - это круговой топовый огонь. Если говорить о полноценном оснащении лодки - то это вся рекомендованная выше светотехника. Подобная светотехника может работать как от батареек или аккумуляторов АА и ААА, так и от возможно имеющегося на борту 12-вольтного аккумулятора, от которого запитывается бортовая навигационная аппаратура - эхолот и GPS-навигатор. Если у вас на лодке стоит транцевая троллинговая дуга, то все размещается на ней (фото 13). Радиооборудование и навигационные средства ![]() Если вы вышли на рыбалку коллективом из двух и более лодок, то гораздо безопаснее, если на борту каждой будет радиостанция гражданского диапазона - 27 или 433 МГц, а перед выходом в акваторию заранее оговаривают условия их использования (каналы, время и т.д.). Требование, естественно, не обязательное, но, используя практику выходов тремя радиофицированными плавсредствами, могу сказать, что рыбу таким коллективом найти на порядок проще. Тесты подобных станций с достаточной периодичностью публикуют различные рыболовные и охотничьи издания. Если акватория находится в зоне покрытия кого-то из операторов мобильной связи, то, естественно, мобильный телефон в лодке будет совсем не лишним. Особенно важно в этой связи отметить, что члены вашей семьи имеют возможность при получении достоверной информации о штормовом предупреждении оперативно сообщить вам об этом. При использовании таких средств коммуникации необходимо помнить об их защите от влажности и воды. Как один из возможных вариантов - это использование аквапаков (фото 14), полиэтиленовых пакетов со специальной защитой, или плотных чехлов. Второй момент, который нужно учесть, это страховка от падения раций и мобильных телефонов за борт - при помощи всевозможных ремешков и шнурков. По аналогии с используемой светотехникой необходимо помнить об электропитании систем связи, и если их хранение происходит при низких температурах, то срок работы аккумуляторов или батарей резко снижается. На борту необходимо иметь либо запасной комплект источников электропитания, либо возможность подзарядки от лодочного мотора - зарядные устройства. ![]() В этой связи хочу особо отметить, что даже наличие у вас на борту "полного фарша навигации" - картплоттера и продвинутого эхолота (фото 16) - не отменяет полезности обычного магнитного компаса. Электроника все же может поломаться, "сглючить", по непонятным причинам вообще вырубиться. А вот с изобретением древних китайцев такие метаморфозы маловероятны, что делает компас вашей, говоря словами автомобилистов, "докаткой". Но этот вариант, что называется, на черный день. Представляется, что человек, изыскавший возможность приобрести лодку с мотором, сможет потратить еще 150-400 у.е. на GPS-навигатор. Более чем десятилетний опыт общения с этой американской техникой нисколько не снизил мой настрой продолжать петь ей дифирамбы. Прибор позволяет чувствовать себя очень уверенно в любых условиях - и зимой, и летом, и в туман, и в метель. С некоторой натяжкой, но к навигационным средствам можно отнести и бинокль. Торговые организации предлагают достаточно широкий выбор подобной оптики, и, поверьте, лишней на борту она не будет. Нет необходимости гнаться за произведениями искусства от Карла Цейсса, но недорогой китайский бинокль (фото 17) в ряде случаев может оказать просто неоценимую услугу. При возможности выбора необходимо учитывать, что чем больше угол зрения у бинокля (т.е. больше диаметр объектива), тем легче на волне он будет держать цель в поле зрения. Осушительные и противопожарные средства В зависимости от типа и размеров судна они могут немного различаться - от черпака до кошмы и огнетушителя. Комплектуя на своем судне этот запас, помните, что лодка на воде отличается от автомобиля на земле: в отличие от машины, далеко от лодки, особенно в шторм и в холодной воде, не убежишь. Поэтому недооценивать важность оптимально подобранного для вашего плавсредства противопожарного комплекта - недопустимая небрежность. И если предстоит дальний переход под мотором, то и кошма (кусок грубого льняного холста), и небольшой огнетушитель (углекислотный или химический пенный) обеспечат и уверенность, и спокойствие на борту. Аптечка К прочему снабжению в судовом билете относится медицинская аптечка. Следует обратить внимание, что в рекомендациях по составлению списка лекарственных препаратов есть заметная разница, зависящая от размеров судна и количества экипажа и пассажиров на борту. Представляется, что минимальная комплектация для маломерных судов может быть представлена таким списком.
Желательно, чтобы все препараты были герметично упакованы в пластиковую или в стеклянную тару, либо в блистеры из фольги. Бумажные упаковки дополнительно помещаются в герметичные полиэтиленовые пакеты и на борту хранятся в надежно закрытой коробке. Для этих целей подойдет подходящий по размерам пластиковый продуктовый контейнер. Коробка должна находиться в легкодоступном месте и в ней нужно иметь опись препаратов, в которой указаны сроки годности медикаментов. Необходимо следить за соблюдением сроков годности и вовремя заменять просроченные лекарства. Учитывая, что ряд препаратов весьма требовательны к температурным условиям хранения, в период между рыбалками коробку лучше хранить в холодильнике. ![]() Приложение: самодельные кранцы Путей для самостоятельного изготовления кранцев - несколько. Главное, чтобы те были компактные, недорогие и не тонули при попадании в воду. Первый вариант - из "компьютерных" материалов: для упаковки ноутбуков применяется вспененный материал, который в отличие от привычного пенопласта после окончания физического воздействия восстанавливает первоначальную форму - и при этом, самое главное, не крошится, хотя обрабатывается легко. Если вас не особо заботит эстетика готового изделия, то с помощью ножовки по металлу с некрупным зубом или ножа можно нарезать заготовки. Для придания кранцам формы цилиндра лучше воспользоваться "коронкой" с рабочим диаметром 45-65 мм, и при помощи дрели или шуруповерта приготовить несколько заготовок цилиндров с отверстием по центру (фото 18). ![]() Диаметр отверстия в шайбе равен толщине веревки. В нижней части кранца вяжется петля (фото 21), которая является стопором, но выполняет еще одну функцию: при длительной стоянке продетый через петлю и пропущенный под днищем лодки канат как бы обхватывает лодку, надежно прижимая к "привальнику" кранец и не давая тому под воздействием ударов о причал выскочить (фото 22). Нанизав гирлянду длиной 30-40 см, сверху желательно тоже ее ограничить стопорной шайбой из мягкого пластика. Чтобы зафиксировать набор заготовок на тросе, выше стопорной шайбы вяжем узел, предварительно, при помощи стопорной шайбы максимально сжимая заготовки на веревке. Для второго варианта подойдет кусок пожарного рукава. Для придания ему объема и плавучести необходимо сделать какую-нибудь вставку внутрь шланга. Это могут быть куски не крошащегося плотного пенопласта (фото 23) или отрезок пластиковой трубы подходящего диаметра, в которую вставлены обломки любого пенопласта. Внутрь рукава - так же, как и в первом варианте - пропускаем синтетический канат небольшого диаметра и делаем стопорные концевые петли. Для фиксации троса внутри рукава и придания герметичности изделию, концы рукава заклеиваются при помощи герметика или любого подходящего для резины клея (фото 24). И высушиваются под прессом (фото 25). В лодке хранить кранцы можно в любом месте - главное, чтобы они не мешали вашей рыбалке. И еще один момент, относящийся к водномоторной этике: развевающиеся на леерах катера или лодки незакрепленные кранцы - моветон... * Диаметральная плоскость лодки (ДП) - вертикальная продольная плоскость симметрии лодки. "Спортивное рыболовство № 5 - 2007г." журнал Спортивное Рыболовство №5 2007
буксировка, трос, веревка
|