Каталог товаров |
Носовой ходовой тент на ПВХ-лодкуПродолжу тему "заточки лодки под рыбалку" (см. "СР" №10-2007). Предлагаемая в этой статье конструкция рождалась в течение последних двух-трех лет в процессе изготовления мною и моими друзьями различных вариантов ходовых тентов, опробованных на нескольких моделях ПВХ-лодок. ![]() ![]() И лодку (к слову, она должна была быть в двухместном варианте) я собирался в первую очередь "заточить под рыбалку" на больших и открытых всем ветрам акваториях Северо-Запада, поэтому во главу угла была поставлена прочность конструкции. Таковая была реализована в значительно более надежном (в сравнении с аналогами, имеющимися на рынке) креплении к элементам фурнитуры лодки, что обеспечивало бы не только защиту от брызг, но и от волн, а это особенно актуально при выходе из полосы бурного прибоя. ![]() Когда общий эскиз всей конструкции был готов, начался мучительно долгий поиск подходящего для инсталляции корпуса. А если быть более точным - выбор конкретного типа лодки из ПВХ. Изначально для себя я определил, что не надо никаких жестких днищ, а только аэрдек (надувной пол). Размер лодки определялся мною в первую очередь массой комплекта, а во вторую - ценой. Проведя на прилавках магазинов детальный внешний осмотр множества единиц малого надувного флота, да плюс еще побывав на тест-драйвах нескольких производителей, я утвердился в следующем. ![]() 2. Далеко на задний план отошли диаметры баллонов и углы килеватости на транце, а вот очень важный, на мой взгляд, критерий - используемая фурнитура - в итоге сыграл решающую роль в выборе. ![]() ![]() Но перейдем непосредственно к производству тента. Наиболее логичным представляется его изготовление из нетяжелой и достаточно водостойкой недорогой ткани - типа кордуры или авизента. Я остановился на кордуре, поскольку этот материал подходит для шитья на бытовой швейной машинке даже человеком, имеющим самые примитивные навыки обращения с подобным устройством. Необходимо было, чтобы элементы носового укрытия выполняли также функции основы для установки стояночного тента, но изготовленного уже из более легкого материала. Проще говоря, алюминиевая дуга конструкции должна была позволить не только удерживать тент в натянутом состоянии, но и служить опорой для фиксации несущей стояночного тента - своеобразной коньковой балки. Задумывал я, и чтобы на этой дуге можно было бы укрепить топовый огонь, а также транспортировочный стакан, предназначенный для хранения подсака. ![]() Начинаем делать ![]() Желательно - со швеей-мотористкой, хотя получить основы знаний по работе на этом "дамском" инструменте можно практически за вечер, если дома кто-то шьет. А практические навыки, можно отработать за второй вечер. Словом, не так страшен черт, как его малюют. Главное - преодолеть психологический барьер новизны, а потом все будет получаться. Не боги горшки обжигают. ![]() Далее я попытаюсь изложить основные шаги реализации и остановлюсь на имеющих значение нюансах. Теоретически есть несколько путей изготовления тента - какие-то проще, какие-то сложнее. К самым простым можно отнести два: либо из недорогих материалов (например, полиэтилена) сделать выкройку будущего тента и уже по ней шить, либо сделать разметку материала прямо по месту установки тента. Я выбрал второй путь. ![]() К слову, использование профессионального трубогиба или, скажем, навыков профессионального водопроводчика позволит добиться необходимой эстетики исполнения несущей конструкции, учитывая небольшие радиусы закругления, выбираемые произвольно, но так, чтобы их изготовление было предельно просто. ![]() ![]() В качестве опор для согнутой дуги используются элементы фурнитуры лодки (фото 3). Но сразу хочу внести ясность - держатели рейлинга у разных производителей могут быть различного вида и конструкций. На некоторых из них второе (дополнительное) технологическое отверстие может и отсутствовать. Если вы все же задались целью изготовления и установки подобного тента, а на вашей лодке подходящая фурнитура отсутствует, то нужные элементы можно приобрести отдельно и наклеить самостоятельно, уже строго по месту и под необходимым углом. ![]() ![]() Чтобы максимально исключить повреждение (протирание) фурнитуры алюминиевыми стойками в процессе эксплуатации тента, с торцевых частей стоек должны быть убраны все заусенцы, а сами торцы надобно тщательно зашлифовать. Вообще, желательно, чтобы не было прямого контакта трубы или крепежа непосредственно с материалом баллона, а П-образная стойка опиралась только на элемент крепления - болт (фото 5). Основная часть полотнища выкройки будущего тента разворачивается на плоскости (фото 6), и лишь в нескольких местах необходимо будет заложить складки для более плотного облегания тентом баллонов вашей лодки - это по нижней части тента (фото 7). И для равномерной растяжки - по верхней шкаторине (фото 8). Поскольку раскрой ПВХ-материала, форма баллонов в плане и сбоку у разных моделей разных производителей значительно различаются, желающим изготовить тент самостоятельно дам лишь несколько общих рекомендаций. 1. Общий расход материала для носового (ходового) тента, учитывая изготовление 9 накладных карманов, получился у меня около 3,5 - 4 погонных метров при ширине материала 1,5 м. Напоминаю, что это расход для лодок 3,2 - 3,4 м длиной. Для лодок иных размеров количество необходимой ткани будет уже другим. 2. В магазинах туристического снаряжения цена погонного метра кордуры или авизента в зависимости от сортности и цвета может быть от 80 до 250 руб. Там же можно приобрести и всю необходимую для изготовления тента фурнитуру (пластиковые крючки, стропы, полукольца, широкую резинку, люверсы - фото 9). Для шитья лучше всего подходят синтетические нитки №20 с соответствующей иглой. Так как объем, а точнее - общая длина швов получается большая, лучше сразу запастись парой бобин или катушек необходимого цвета. 3. Определяя длину заготовки по нижнему краю, я учитывал места установки фурнитуры производителем на бортовой части баллонов. В моем представлении нецелесообразно значительно ![]() Во-первых, на средней банке второй участник команды может располагаться как лицом по ходу движения, так и поворотившись к рулевому. Во-вторых, в носовой части лодки перед штатной фанерной банкой можно поместить надувную банку и использовать ее для отдыха второго члена экипажа под прикрытием ходового тента. ![]() Теперь - по конструктивным особенностям изготовления тента. По нижней части тента пришит рукав (см. фото 12) окружностью около 10 см, внутри которого продет резиновый амортизатор (в магазинах хозтоваров он продается как "резиновый шнур для стяжки"). Длина шнура около 1 м. До необходимой длины - для надежной фиксации нижнего края тента - он наращивался мною капроновым тросом диаметром 6 мм. Соединение резинового жгута и капронового троса можно осуществить с помощью переходной медной трубки-муфты. А можно выполнить соединение проще - соединить внахлест, а бандаж сделать толстыми капроновыми нитками с последующей проклейкой обмотки эластичным клеем типа "Квинтол-Люкс". В нижнем рукаве установлены два люверса диаметром 10 мм для вывода через них петли для крепления на рым-рукоятке (см. фото 10). Люверсы можно установить в заранее подготовленные и усиленные вторым слоем материала отверстия (фото 13 - 15) при помощи специального приспособления. Если такого приспособления под руками не оказалось, то развальцевать трубку люверса такого диаметра можно, пристроив всю сборку, к примеру, на линолеум, уложенный в несколько слоев, и используя на начальной стадии в качестве формы развальцовки шарик диаметром 15 - 20 мм - скажем, от подшипника или гантель (фото 16). Затем аккуратно уложить края при помощи небольшой киянки или проставки из твердых пород дерева. В двух следующих точках фиксация тента осуществлена с помощью петель из стропы, пришитых к нижнему краю тента. На петли, в свою очередь, надеваются карабины, являющиеся разъемами в данном соединении (см. фото 11). Растяжка нижней части тента по баллону лодки и фиксация задних шкаторин тента выполнена с помощью карабинов на фурнитуре лодки (вторые держатели рейлинга). Крюк-винт (см. фото 12) выполняет двойную функцию: фиксация-растяжка тента и нижняя опора площадки для транспортировочных спиннинговых стаканов. Карабины на концах амортизатора, заложенного в нижний рукав, крепятся при помощи рыбацкого огона (фото 17). ![]() Обращаю особое внимание, что механизм крепления такой площадки не мешает размещению весел по-походному, а в случае необходимости позволяет без затруднений быстро перевести весла в рабочее положение и спокойно грести. В верхней части тента вмонтированы два люверса диаметром 40 мм. Один из них сориентирован точно по центру верхней части П-образной дуги и предназначен для установки универсальной поворотной опоры топового огня (фото 19, 20). Второй люверс смещен вправо и расположен рядом с правой вертикальной стойкой. Это будет входное отверстие для размещения подсака в собранном виде (фото 21). ![]() Предлагаемая конструкция тента снабжена несколькими накладными карманами, которые благодаря своеобразной форме позволяют разместить внутри себя значительный объем полезного груза. Но поскольку эти карманы нашиты на материал, вес размещенного груза не может быть очень большим. На внешней стороне тента помещен двойной карман с клапаном и на застежках, предназначенный для хранения плавучего якоря, швартового конца и спасательного конца Александрова (фото23). Размещен еще и второй небольшой карман на застежке, предназначенный для хранения кранцев (фото 24). Суммарный объем наружных карманов - около 33 л. С внутренней же стороны тента размещены еще 6 карманов, два из них - на застежках (см. фото22). В сумме получился следующий "внутренний" объем: 12 + 10 + 8 + 8 + 6 + 6 = 50 л. Есть куда положить термос, контейнер с бутербродами, небольшой ящик с приманками и другую мелочевку. ![]() Также хочу обратить внимание тех, кто решится выполнить эту работу, что швы от швейной машинки следует дополнительно защитить от возможного повреждения, увеличивая надежность герметизации. Это можно сделать тем же клеем "Квинтол-Люкс" при помощи маленькой жесткой кисточки из щетины, промазав все доступные швы с обеих сторон. Как уже указывалось выше, в большом люверсе, расположенном по центру дуги, установлен универсальный зажим (фото 25), обо всех назначениях которого теперь более подробно. Из имеющихся в продаже наиболее полно предъявляемым требованиям отвечает Т-образный мебельный переходник, изготовленный из хромированной стали. Сразу хочу предупредить, что подобная фурнитура получила наибольшее распространение под трубы диаметром 25 мм. Поэтому, если в качестве П-образной стойки используется труба меньшего диаметра, для надежной фиксации переходника на трубе, необходимо использовать дополнительные вкладыши из металла или плотной пластмассы. В этом переходнике штатный винт М8 с круглой головкой я заменил винтом-барашком той же длины, что позволяет достаточно надежно фиксировать положение переходника на дуге. Как уже отмечалось выше, зажим имеет несколько предназначений. Во-первых, на него ложится некоторая нагрузка по удержанию в сборе и необходимом натяжении всей конструкции ходового тента; во-вторых, он является опорой топового огня; в-третьих - это основная опора для постановки коньковой балки стояночного тента. В. Соколов "Спортивное рыболовство № 11 - 2007г." журнал Спортивное Рыболовство №11 2007
крючки, судно, борт, банка
|