Титан и магний в рыболовном ящике

фото 1логотип журнала Спортивное РыболовствоВ наши сумбурные и спешные времена маркетингу и рекламе иногда придается гипертрофированное значение. И подчас многие серьезные производители затрачивают больше денежных средств на заумную фразу или мудреный логотип на упаковке, чем на изготовление самого изделия. Понятное дело, что производственно-рыболовная индустрия никогда не проходила в первых строках народнохозяйственных планов ни одного цивилизованного государства. И все революционные преобразования на это бескрайнее поле приходили совсем из других отраслей. Например, безынерционные катушки из среднего машиностроения, а углепластиковые удилища - напрямую от разработчиков крыльев для "Боингов".
Но вот какой фокус-покус: спросите любого владельца "Фольксвагена" или "Шеви" про марки материала его автомобиля - и на 99% получите непонимающий взгляд в вашу сторону. Не имеют ни малейшего понятия и авиационные пассажиры о допустимых углах изгиба крыльев воздушных лайнеров. Зато вот любой начитанный рыбак смело оперирует такими понятиями металловедения, что вовсе и не снились отечественному изобретателю "безынерционки" М.М. Семушину (мало, кто помнит, но именно этот ленинградский инженер смастерил пробную модель еще в 1946 году).

Когда нынче берешь в руки обычную коробку от спиннинговой катушки, то просто дух захватывает от встреченных там магических словосочетаний. И "алюминий, используемый в самолетостроении", и "высокомодулыный графит". И "холодная ковка", и "нержавеющая сталь". И "титан", и даже футуристический "магниевый сплав".

Вот так, товарищи: без начальной "школьной" подготовки скромному любителю рыбной ловли очень непросто разобраться в этой технической абракадабре. Давайте же попробуем несколько приоткрыть эту скрипучую дверь в потаенной комнате за камином...

фото 2Начнем по порядку - с базовых материалов, где будем упоминать лишь металлические фамилии, ибо спиннинговые катушки, выполненные с преобладанием углеткани, стеклоткани и подобных композитных метастазов, не могут серьезно восприниматься целеустремленным рыболовом*
Ведь как говорили старожилы Ладоги: если рыболовной катушкой не сможешь выпрямить погнутый крючок, то брать ее в походную сумку нету никакого смысла. Конечно, в XXI веке никому и в голову не придет стучать по железу дорогущим изделием с десятком подшипников внутри. Но, согласитесь, в данном совете доля разумной логики все же присутствует.

Наибольшей популярностью у современных "катушкостроителей" пользуется, конечно же, алюминий - легкий, коррозионноустойчивый и достаточно прочный металл. Здесь мы, естественно, имеем в виду алюминиевые сплавы, поскольку чистый алюминий по своей натуре довольно мягок, и обычно к нему добавляют 3 - 10 % других металлов - в зависимости от требований, предъявляемых к процессу изготовления конечного изделия. Алюминиевые сплавы обозначаются номерами, и если будет упомянута цифирка более 6000, то это как раз-таки и будут "коктейльчики", используемые в аэрокосмических областях. Большинство дорогих катушек делается на основе алюминиевого сплава марки 6061, но иногда встречается и 6082, применяемый также и в элементах двигателей таких гордых имен западного автомобилестроения, как Porsche и Ferrari.

При изготовлении валов и шестерен пока трудно отказаться от производных из нержавеющей стали. Здесь и прочность, и устойчивость к коррозии. Если бы не лишний вес, да переизбыток жесткости - цены бы не было "нержаву"!

Хотя и существуют фирмы, выпускающие все внутренние механизмы катушек исключительно из нержавейки (например, американская Accurate), но их ценник начинается там, где заканчивается средняя зарплата начальника УВД - в районе 12 000 рублей.
Поэтому при изготовлении механических компонентов "безынерционок" конструкторы всех континентов по-прежнему активно используют латунь в зубчатых передачах, отменно сочетающуюся с нержавейкой при передаче крутящего момента.

Сравнительно молодая - год рождения 1987-й (хоть ей сейчас и принадлежит старейший европейский бренд D.A.M., основанный ещефото 3 в 1875-ом немцами Оскаром и Фрицем Зигенспеками), но уже хорошо известная на рынке фирма Okuma из Калифорнии в последней серии скоростных спиннинговых катушек (11 моделей от 220 до 650 граммов, с передаточным числом 5:1 и 6,2:1) под названием V-system в механизме активно использует прочнейшие бронзовые сплавы. Что, конечно же, вкупе с 15-ю подшипниками и оригинальными прокладками японских кровей отражается не только на долговечности и "дуракоустойчивости" катушек, но, в первую голову - и на цене.

У любителей речных и озерных охот пользуется популярностью модели Шимановских катушек Stradic MGF, где эта японская корпорация активно внедрила магниевые сплавы. Подобный же магниевый коктейль использует и вечный конурент Shimano - Daiwa (правда, у этой компании магниевый сплав проходит под названием Air Metal). У дайвовцев ряд катушек из этого металла значительно длиннее, назову лишь некоторые общепризнанные персоны - Exist, Steez, Luvias, ультралайтовые игрушки Aegis, Silver Creek Presso. Все они чрезвычайно прочны - и даже легче алюминиевых собратьев.

Но, как всегда, есть лишь одна загвоздка: ведь магний не образует собственных окислов, а, значит, применение таких "безынерционок" сознательными рыболовами будет ограничено только пресными водами.

фото 4При слове "титан" дыхание учащается не только у знатоков греческой мифологии, страдающих по сыновьям Урана, низвергнутым Зевсом в Тартар. Но титан еще и химический элемент 4-й группы периодической системы, с наилучшими соотношениями прочности к массе среди всех известных нам сегодня металлов.
Одна незадача: если цена алюминиевого сплава на оптовом рынке США стоит около 7 долларов за кило; то вот "греческий бог" - в зависимости от качества - может потянуть и на две сотни! Так что понятно - обычная "безынерционка" из такого металлического шика будет никак не менее четырех или пяти тысяч долларов.

Хотя многие компании пользуются технологиями титанового напыления, а Perm, самая известная в мире фирма в категории Big Game, ставит даже титановые ручки в элитные модели "мультов" International. Но если не произойдет технологический прорыв в других областях машиностроения, то в ближайшем будущем не следует ожидать массового производства рыболовных "украшений" из этого сверхпрочного и легкого металла.

Теперь коротенько перейдем к процессу рождения всех спиннинговых игрушек. Наиболее дешевый способ изготовления элементов "безынерционки" - это штамповка, чему соответствуют цена и качество изделия на выходе.

Немногим подороже считается процесс литья, когда форма заполняется металлом под высоким давлением. И если грамотный производитель постоянно следит за состоянием матрицы и за соответствием литейного процесса всем положенным ГОСТам, то на такие катушки можно надеяться, даже если вы будете воевать с нехиленькой щукой.

фото 5На коробочках у элитных "молотилок" вы обязательно найдете упоминание о холодной ковке когда соответствующие станки с ЧПУ работают над алюминием при комнатной температуре, но при значительном давлении. И, наконец, Эверестом любой катушечной феерии является производство безынерционной катушки или мультипликатора из цельной алюминиевой болванки. Только представьте себе: кожух и ручка, состоящие всего из одной единой детали. Многочисленными вариациями в этом направлении известна уже упоминавшаяся выше Accurate. Изделия которой не только сверхнадежны в работе и по-сталински прочны, но и внешне представляют из себя весьма логичные изыски современного рыболовного дизайна. Но все же к гигантам индустрии эту американскую компанию отнести никак нельзя. Из японцев, имеющих разработки в этом направлении, следует отметить элементы некоторых моделей фирмы Daiwa. Хотя - то ли из скромности, то ли, наоборот, от избытка мудрых мыслей - у этих японских ребят алюминий называется Super Metal.
И последнее: если ваш взгляд случайно зацепится за термин "анодированный", то это будет обозначать лишь то, что под действием электрических полей где-то увеличена толщина защитной пленки, образуемая окислами алюминия. Как правило, при анодировании можно изменить глянец обрабатываемой поверхности в ту или иную сторону. И даже поиграть с цветовыми гаммами. Чем многие фирмы, конечно, вовсю и занимаются, а если еще расчленить данный процесс на несколько стадий, да подать под давлением карбид вольфрама, то вскоре для покупателей простейшей рыболовной катушки придется создавать воскресные общеобразовательные школы.

Но, как вы сами прекрасно догадываетесь, такие затейливые приблуды уже гораздо ближе к креативному полю маркетинга - и никак не повлияют на успешное вываживание рыбы любой "безынерционкой" в открытом водоеме.

* В нынешнем году упомянутая выше фирма Daiwa уже вышла на рынок с легкими "мясорубками" из углепластикового композита Zaion. По слухам, он обладает всеми лучшими параметрами магния и алюминия, да еще и полностью коррозиевоустойчив. Естественно, что и цена изделия на порядок ниже. Так ли хорош этот дайвовский эксклюзив, покажет время. Одно несомненно, что конкуренты-преследователи на будут сидеть, сложа руки.

А. Великанов

"Спортивное рыболовство № 2 - 2008г."


спиннинговые катушки, Daiwa, Shimano
Опрос

У ВАС есть лодка, Вы ее зарегистрировали в ГИМС?

  1. Я еще не купил, но буду приобретать (252 / 16%)
  2. У меня есть лодка, но я ее еще не регистрировал (212 / 14%)
  3. Свою лодку я уже зарегистрировал, но номера еще не наносил (206 / 13%)
  4. Лодку зарегистровал, бортовые номера ГИМС нанес (206 / 21%)
  5. Моя лодка не требует регистрации (567 / 36%)