Хэви-жерлица зимой: американцы

логотип журнала Спортивное РыболовствоВ своей статье (см. "СР" №№11, 12 - 2007) я упоминал о зимних жерлицах американского производства как о красивых и высокотехнологичных снастях, но при этом, естественно, не очень дешевых. Поскольку у меня появилась возможность их повнимательнее изучить, предлагаю небольшой обзор некоторых разновидностей американских жерлиц на примере продукции фирмы Hi-Tech. Может, кому-то что-то приглянется, и вы решите попробовать какую-то модель.

Жерлицы на рамке и треноге



фото 1Модель Polar Tip-Up Original
Жерлица на рамке - самая "простая" и дешевая конструкция. Длина рамки (45 см) такова, что жерлица может быть установлена на лунку любого диаметра. Флажок закреплен на тоненьком древке из сталистой проволоки, которая, в свою очередь, переходит в рабочую пружину, поднимающую флажок при срабатывании (фото 7). Длина флажка в сложенном виде не превышает длину рамки, что очень удобно при транспортировке (фото2), и вообще делает такие жерлицы очень компактными, что позволяет легко поместить десяток их в ящик (не говоря уже про рюкзак) с рабочим отсеком, большим, чем длина рамки. Цена такой жерлицы - около 650 рублей.
Существует и более дешевая разновидность жерлицы Original - это Polar De Luxe Icemaster. Все то же самое, но часть металлических деталей заменена пластиковыми и нет возможности регулировки глубины погружения катушки, что сказывается на цене - она меньше рублей на 150.


фото 2Модель Polar Pop-up Magnetic
Жерлица на треноге - очень своеобразная конструкция - представляет собой треногу, стоящую над лункой, через которую под лед уходит длинная трубка с катушкой на конце (фото 3). Общая длина - примерно 70 см. Изначально никаких флажков снаружи не видно. Флажок расположен внутри трубки и выезжает при поклевке вверх - при срабатывании хитрой магнитной системы, когда катушка начинает вращаться. Эта конструкция очень удобна на ночной жерличной ловле (например, налима), т.к. наряду с флажком предусматривает применение каталитического "светлячка", который до поклевки тоже спрятан в трубке и не сбивает ночью с толку раньше времени. "Светлячки", кстати, входят в комплект поставки. Цена такого изделия - примерно 725 рублей.

Жерлицы на платформе


Самые привычные, наверное, нашим рыболовам, но здесь совсем иной техническийфото 3 уровень. Эти изделия предназначены "у них" для более сильных морозов - в отличие от рассмотренных выше, что годятся для оттепелей и несильных холодов, не вызывающих мощного промерзания лунки.

Модель Polar Therm Tip-Up. Диаметр диска -28 см (фото 4), что позволяет ставить ее даже на 250-миллиметровую лунку - из-под самых больших мотоледобуров. Древко флажка - телескопическое, что делает жерлицу удобной при перевозке. Но удобнее и при ловле, т.к. высота флажка позволяет хорошо видеть поклевку, даже если снег глубокий.

В комплект входит специальный вкладыш из микропористой резины, вставляемый в прорезь платформы (фото 5), который после приведения жерлицы в рабочее состояние может полностью изолировать лунку от "внешнего мира" и позволяет засыпать основательно снегом платформу, что в морозец будет не лишним. Цена ее - около 900 рублей.
Модель Polar Therm Extreme.

Усовершенствованная версия предыдущей модели (фото 6) - для еще более низких температур (хотя разница, я думаю, практически минимальна). Здесь даже вкладыша нет. Конструкция изначально такова, что подплатформенное пространство полностью изолировано от наружной среды. Имеются и "архитектурные излишества" в виде специальной коробочки под запчасти на самой платформе (фото 7). Цена такого произведения уже серьезно кусается - примерно 1125 рублей. Но - кому что... Платформы у этих жерлиц могут удовлетворить вкус любого эстета. Они бывают черные, фиолетовые и ярко-оранжевые.
Устройство

При всей видимой "навороченности" конструкций все предельно просто. Механизм срабатывания у жерлиц на рамке и на платформе таков: при поклевке леска, проходя через кольцо, начинает крутить катушку жерлицы (фото 8), связанную посредством штанги с верхней крестовиной, удерживающей флажок во взведенном состоянии (фото 9). Горизонтальная планка съезжает с древка флажка... и вот она - поклевка!

Одно из плечей горизонтальной планки имеет фото 4специальную выемку под древко, чтобы надежнее фиксировать флажок при ветреной погоде или во избежание ложных срабатываний при использовании крупного живца.
Плюсы и минусы
Плюсы:

- жерлицы сделаны из очень качественных материалов - морозоустойчивого пластика и стали;

- имеют различные регулировки и по установке, и по срабатыванию;

- крупные яркие флажки сделаны очень качественно (у "наших" всегда надо все перешивать-переклеивать);

- большая, лесоемкая катушка, позволяющая ловить толстыми лесками на больших глубинах;

- прекрасная эстетика.

Минусы:

- поскольку катушка опускается у всех этих жерлиц в лунку - это делает невозможным применение их (даже моделей с платформой) в действительно сильные морозы, когда можно просто потом не достать их изо льда (на реке температурный порог понижается, но ненамного);

- не самые легкие при перевозке;

- неласковая цена.

Вместо P. S.

Рассмотрены жерлицы только одного производителя из Америки, но не надо думать, что у других его соотечественников - все то же самое. Что-то похожее есть, а есть и совсем другие конструкции, в которых, например, катушка расположена на воздухе, и, соответственно, эти модели могут быть использованы при любой температуре. Просто у нас эти вещи достаточно редки - ввиду очень невысокого спроса, и образцы достать бывает проблематично.

Я лишь постарался привлечь внимание к изделиям, безусловно, заслуживающим того. Ведь не всегда же мы будем оставаться в эпохе "Адмиралтейских" спиннингов, "Невских" катушек, клинской лески и жерлиц на основе обгрызенных, полусгнивших фанерок. Ведь ЗАКОННАЯ ловля серьезной рыбы на серьезных глубинах без подобных снастей вообще вряд ли окажется возможной.

М. Нежданов

"Спортивное рыболовство № 2 - 2008г."



модель, устройство, флажок, зимняя ловля
Опрос

У ВАС есть лодка, Вы ее зарегистрировали в ГИМС?

  1. Я еще не купил, но буду приобретать (252 / 16%)
  2. У меня есть лодка, но я ее еще не регистрировал (212 / 14%)
  3. Свою лодку я уже зарегистрировал, но номера еще не наносил (206 / 13%)
  4. Лодку зарегистровал, бортовые номера ГИМС нанес (206 / 21%)
  5. Моя лодка не требует регистрации (567 / 36%)