Электрооборудование рыбацких лодок

логотип журнала Спортивное Рыболовство Если заглянуть в недалекое прошлое рыбацких лодок, относящихся к категории маломерного флота, то окажется, что основными потребителями электроэнергии на небольших судах всегда были ходовые огни, плюс, может быть, лампа-фара и стартер у счастливых обладателей моторов с электрозапуском.
Все эти запросы с лихвой обеспечивались автомобильными аккумуляторами соответствующей емкости. Сейчас положение на воде существенно изменилось: появились не только новые, значительно более мобильные конструкции лодок, но и, самое главное - новые, не применявшиеся ранее потребители электроэнергии.

 Еще 15-20 лет назад мало кто из отечественных рыбаков-любителей слышал о применении эхолокации в спортивном и любительском рыболовстве.
Однако стоило лишь обозначить генеральное направление мысли на эту тему переводной статьей в журнале "Радио", как появились первые Самоделкины из наиболее "продвинутых" радиолюбителей, начавшие собирать доморощенные эхолоты-глубиномеры на появившихся в свободной продаже "таблетках" из нитрида титана (активный элемент электроакустического преобразователя).

 Эта техника не требовала большого расхода электроэнергии - и поэтому народ обходился появившимися также из недр ВПК элементами питания РЦ (ртутно-цинковыми). Те были очень энергоемки, но, как показала практика использования, и весьма небезопасны - особенно, когда истекал срок годности или когда элементы использовались в режиме больших токов (близких к режиму короткого замыкания).

 Еще один, правда, уже менее энергозатратный потребитель появился в лице GPS-навигатора. В 80-е годы прошлого века сведения о системе GPS были доступны разве что военным да небольшому кругу специалистов. С открытием в 1983 году системы для гражданских пользователей на Западе начался, можно сказать, "навигационный" бум.
И еще за несколько лет до полного развертывания системы в 1995 году стали появляться в руках наиболее "продвинутых" отечественных рыбаков первые приемники-навигаторы.
Сегодня, благодаря опять же гигантским шагам технического прогресса, все вышеназванное стало практически обязательным атрибутом лодки любого мало-мальски уважающего себя рыбака. И дело не в том, что это нужно для престижа или это дань рыболовной моде. Прежде всего - это БЕЗОПАСНОСТЬ на воде. Ну а уж потом - реальная помощь в рыбалке.

Обзоры этих приборов с завидной регулярностью - по мере обновления модельного ряда - появляются на страницах различных изданий рыболовной (и не только) направленности. А вот вопрос организации электроснабжения для этих приборов пока обходится стороной. Как эту электроэнергию добыть? Как сохранять и как ее возобновлять на небольшой лодке рыбака? Вот об этом, а также о возможных вариантах оснащения лодок электрооборудованием и пойдет речь.

 Небольшой исторический экскурс
Разработчики одной из версий отечественного лодочного подвесного мотора "Ветерок-8" уже в те годы предусмотрели возможность "снимать" с работающего мотора электроэнергию мощностью 10-15 Вт при напряжении 12 В.
Для этих целей была установлена катушка-преобразователь, от которой были выведены провода. Правда, напряжение, снимаемое с этой катушки, не было стабилизированным: оно плавно изменялось от 11В (на холостых оборотах) до почти 17В (на максимальных).
Желающим запитать бортовую сеть нужно было вывести провода из-под капота мотора, либо поставить разъем и включить в эту цепь предохранитель. Мощность небольшая, но, чтобы обозначить себя на воде и немного освещать путь при движении в темное время суток, ее хватало.

 На современных импортных моторах такая возможность - запитать бортовую сеть - предусмотрена уже на ряде моделей, начиная с движков мощностью в 4 л.с. Причем производитель допускает, что даже на маленьких моторах можно получать ток мощностью до 50 Вт (4 А при 12 В).

С ростом мощности мотора, естественно, повышается и величина получаемой электрической мощности. Но даже 50 Вт вполне хватит и для работы бортовых навигационных систем, и для ходовых огней, и для кратковременного подключения небольшой лампы-фары при поиске места швартовки, и для систем подзарядки аккумуляторов мобильного телефона или рации.

Как этим воспользоваться?
Современные маломощные двигатели могут быть оборудованы в процессе производства (или дооборудованы потом) штатной катушкой света (маломощным генератором) и выпрямителем. Мощность таких устройств колеблется от 40 до 80 Вт, что вполне достаточно для питания разнообразного электрооборудования и/или зарядки небольшого аккумулятора.
Небольшое замечание - категорически запрещается питать электронное оборудование напрямую от генератора (даже с выпрямителем) - это может привести к нестабильной работе электроники или даже к выходу ее из строя.

 Питать такие устройства рекомендуется через буферный аккумулятор емкостью не менее 20 А/ч, причем необходимо обеспечить надежное соединение генератора с клеммами аккумулятора. Если аккумулятор имеет меньшую электроемкость, то для его стабильной зарядки и нормальной работы бортовой электроники необходимо наличие ограничителя или стабилизатора напряжения.
Если ваш двигатель не был изначально оборудован катушкой света - не беда, эти детали не являются дефицитом и достаточно легко приобретаются. Другое дело - вопрос стоимости. Катушка света на двигатель Mercury 15М стоит от 2000 рублей, выпрямитель - немного более 5000 руб.

 Добавьте сюда стоимость работы по установке - и моментально появляются мысли об экономии и сомнения в необходимости данного оборудования. Но выход из создавшейся ситуации есть. Во-первых, при определенном навыке катушку вполне возможно установить самостоятельно, во-вторых, нашими умельцами разработано несколько схем выпрямителей-стабилизаторов различной степени сложности, вполне доступных для самостоятельного изготовления. Подробности сборки и монтажа подобных устройств на моторах можно прочитать на сайте motolodka.ru.

По моему мнению, генератор в подвесном лодочном моторе - штука хоть и полезная, но не настолько необходимая, если только вы не занимаетесь автономными походами сроком более двух недель. Во всех прочих случаях вполне будет достаточно двух - четырех малогабаритных герметичных аккумуляторов емкостью в 7-12 А/ч, причем стоимость последних вместе со специальным зарядным устройством не превышает 2000 руб.

Варианты электрификации лодки
Одним из вариантов будет использование свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (фото 1). В последнее время подобные источники электропитания получили значительное распространение благодаря широкому применению в источниках бесперебойного питания (ИБП), которые "поддерживают" многочисленные компьютерные сети и компьютеры отдельных пользователей. В продаже наиболее часто встречаются аккумуляторы, рассчитанные на напряжение 6 или 12В и емкостью от 0,8 до 26 А/ч. Так как большинство эхолотов работает от напряжения 12 В, то обратим внимание именно на эту категорию источников.

 В отличие от традиционных автомобильных (стартерных) аккумуляторов, свинцово-кислотные не боятся любого (!) положения - они герметичны - и не требуют обслуживания, кроме подзарядки и, при необходимости, зачистки контактов. Но так же, как и автомобильные стартерные аккумуляторы, они очень плохо переносят глубокий разряд.
Для подзарядки свинцово-кислотных аккумуляторов я обычно поступаю следующим образом. За 2 - 3 дня до рыбалки устанавливаю свой (специально при обретенный) аккумулятор в ИБП взамен штатного (фото 2).

"Умная" электроника блока заряжает аккумулятор нужным током. После этого остается только убедиться, что процесс прошел нормально и аккумулятор получил максимальный заряд. Затем свое место опять занимает штатный аккумулятор.
Практика использования аккумуляторных батарей на 2 - 3-дневных рыбалках показывает, что оптимальной емкостью их будет 7 А/ч. Этого вполне достаточно для работы и эхолота, и GPS-навигатора в течение всего светового дня без дополнительной подзарядки.

 В зависимости от торговой марки и фирмы-производителя масса такого аккумулятора может быть в пределах 2,2 - 2,65 кг. Габаритные размеры - от 151x65x94 до 151x65x101 мм: даже в небольшой лодке он не займет много места. Его установка потребует выполнения только одного требования: он должен быть надежно (!) закреплен на жестких элементах корпуса лодки. Местом фиксации аккумулятора могут быть либо транец, либо пайолы в лодках с жестким полом, либо деревянная банка, если лодка с аэрдеком или надувным дном.

Хочу предложить вашему вниманию вариант подобной лодочной инсталляции. Аккумулятор используется только в автономном режиме (без подзарядки от мотора), как источник напряжения для работы бортовых электро-приборов в течение суток-других. После длительных раздумий и примерок расположения аккумулятора в лодке (у меня - Badger SDA 330 с аэрдеком) - место для него было определено под банкой у баллона, слева по ходу движения. Для установки аккумулятора емкостью 7 А/ч был подобран контейнер (фото 3).

 В контейнере для нормальной прокладки электрических проводов были сделаны небольшие пропилы, которые позволили нормально закрывать крышку контейнера. Крепление контейнера к банке было выполнено при помощи хомута из нейлоновой стропы шириной 30 мм (фото 4,5). В качестве клина использовался кусок водостойкой фанеры (фото 6).
Все используемые на лодке потребители электроэнергии имеют унифицированный разъем (под автоприкуриватель), поэтому для подключения к аккумулятору используется стандартный палубный разъем (фото 7). Крепление палубного разъема к банке выполнено на кронштейне, изготовленном из пластикового уголка (фото 8). Сам уголок крепится к банке на двух "саморезах" размером 4 на 16 . Электрическую цепь от аккумулятора к палубному разъему необходимо подстраховать с помощью предохранителя на 5 А (фото 9).

 Блок приборов (GPS-навигатор с преобразователем напряжения и эхолот) скомпонован на одной платформе из ламината (фото 10). На ней так же размещен блок преобразования напряжения с 12 В на 3 В для GPS-навигатора, когда он тоже установлен на платформе. При использовании навигатора отдельно - он подключается к своему штатному преобразователю (фото 11). Подключение блока приборов к аккумулятору производится при помощи разъема (фото 12).

Подобное объединение приборов вызвано тем, что они в таком виде до недавнего времени использовались мною на четырех различных корпусах лодок ("Москва-2" , "Казанка 5М4", "Пелла-Фиорд" и Badger SDA 330). На всех лодках, кроме "Пелла-Фиорд", были установлены стандартные палубные разъемы, поэтому подключение было очень простым.

Вот "Пелла-Фиорд" не оборудовалась электросетью - и подключение приборов на ней производилось при помощи своеобразного электроудлинителя (фото 13). К клеммам аккумулятора он подсоединялся "крокодильчиками", а приборы подключались к палубному разъему помещенному в герметичный гофр (фото 14).
После анализа возможных вариантов установки датчика эхолота на транце был выбран мобильный вариант, показанный на фото 15. В качестве основы - штанги - взята пластина из гетинакса. Так как "родной" фиксатор положения датчика у меня был поврежден, то новая конструкция была выполнена уже на скобе из дюралюминия, также с одной степенью свободы (можно регулировать угол наклона датчика в зависимости от наклона транца используемой лодки - фото 16).

На лодках "Москва-2" и "Казанка 5М4" штанга с датчиком устанавливалась на транец на направляющем рельсе (фото 17-19). Если предстоял выход на лодке "Пелла-Фиорд", то штанга к транцу крепилась струбциной. Для установки же датчика на Badger SDA 330 из алюминиевого профиля был изготовлен переходник (фото 20).
Крепление штанги на переходнике осуществляется при помощи болта М6 с барашком. А переходник уже устанавливается в штатное место, которым у меня служило гнездо крепления левого транспортировочного колеса (фото 21). В верхней части переходника имеется отверстие, куда вставляется ограничитель (карабин).

 Подобная установка обеспечивает положение датчика на 2 - 3 см ниже уровня транца при движении лодки, что позволяет снимать информацию во всем диапазоне рабочих скоростей. При движении лодки по мелководью вся конструкция поднимается вверх и поворачивается на 90°. Датчик оказывается значительно выше киля, чем и обеспечивается его сохранность.

GPS-навигатор на платформу устанавливается на кронштейне и подключается через стандартный разъем к преобразователю напряжения.

К палубному разъему в зависимости от необходимости, можно подключить:

- устройство зарядки мобильного телефона от 12 В;

- "переноску" на светодиодах для освещения кокпита под тентом.

Как правило, мои выезды на рыбалку с подобным оснащением длятся не более двух дней с одним ночлегом. А прошлым летом я забыл зарядить аккумулятор при выезде на очередную рыбалку, на всякий случай взял запасной, так он даже не пригодился: частично разряженного аккумулятора вполне хватило примерно на 15 -18 часов работы с нагрузкой, состоящей из GPS-навигатора и эхолота.

(В следующем номере редакция предложит вниманию читателей другой взгляд на электрооборудование лодки - от Александра Кулагина из клуба "Велход")

В. Соколов

"Спортивное рыболовство № 4 - 2008г."


аккумулятор
Опрос

У ВАС есть лодка, Вы ее зарегистрировали в ГИМС?

  1. Я еще не купил, но буду приобретать (245 / 17%)
  2. У меня есть лодка, но я ее еще не регистрировал (208 / 15%)
  3. Свою лодку я уже зарегистрировал, но номера еще не наносил (204 / 15%)
  4. Лодку зарегистровал, бортовые номера ГИМС нанес (204 / 23%)
  5. Моя лодка не требует регистрации (421 / 30%)