Каталог товаров |
Электрооборудование рыбацких лодок![]() ![]() Все эти запросы с лихвой обеспечивались автомобильными аккумуляторами соответствующей емкости. Сейчас положение на воде существенно изменилось: появились не только новые, значительно более мобильные конструкции лодок, но и, самое главное - новые, не применявшиеся ранее потребители электроэнергии. ![]() Однако стоило лишь обозначить генеральное направление мысли на эту тему переводной статьей в журнале "Радио", как появились первые Самоделкины из наиболее "продвинутых" радиолюбителей, начавшие собирать доморощенные эхолоты-глубиномеры на появившихся в свободной продаже "таблетках" из нитрида титана (активный элемент электроакустического преобразователя). ![]() ![]() И еще за несколько лет до полного развертывания системы в 1995 году стали появляться в руках наиболее "продвинутых" отечественных рыбаков первые приемники-навигаторы. Сегодня, благодаря опять же гигантским шагам технического прогресса, все вышеназванное стало практически обязательным атрибутом лодки любого мало-мальски уважающего себя рыбака. И дело не в том, что это нужно для престижа или это дань рыболовной моде. Прежде всего - это БЕЗОПАСНОСТЬ на воде. Ну а уж потом - реальная помощь в рыбалке. Обзоры этих приборов с завидной регулярностью - по мере обновления модельного ряда - появляются на страницах различных изданий рыболовной (и не только) направленности. А вот вопрос организации электроснабжения для этих приборов пока обходится стороной. Как эту электроэнергию добыть? Как сохранять и как ее возобновлять на небольшой лодке рыбака? Вот об этом, а также о возможных вариантах оснащения лодок электрооборудованием и пойдет речь. ![]() Разработчики одной из версий отечественного лодочного подвесного мотора "Ветерок-8" уже в те годы предусмотрели возможность "снимать" с работающего мотора электроэнергию мощностью 10-15 Вт при напряжении 12 В. Для этих целей была установлена катушка-преобразователь, от которой были выведены провода. Правда, напряжение, снимаемое с этой катушки, не было стабилизированным: оно плавно изменялось от 11В (на холостых оборотах) до почти 17В (на максимальных). Желающим запитать бортовую сеть нужно было вывести провода из-под капота мотора, либо поставить разъем и включить в эту цепь предохранитель. Мощность небольшая, но, чтобы обозначить себя на воде и немного освещать путь при движении в темное время суток, ее хватало. ![]() С ростом мощности мотора, естественно, повышается и величина получаемой электрической мощности. Но даже 50 Вт вполне хватит и для работы бортовых навигационных систем, и для ходовых огней, и для кратковременного подключения небольшой лампы-фары при поиске места швартовки, и для систем подзарядки аккумуляторов мобильного телефона или рации. Как этим воспользоваться? Современные маломощные двигатели могут быть оборудованы в процессе производства (или дооборудованы потом) штатной катушкой света (маломощным генератором) и выпрямителем. Мощность таких устройств колеблется от 40 до 80 Вт, что вполне достаточно для питания разнообразного электрооборудования и/или зарядки небольшого аккумулятора. Небольшое замечание - категорически запрещается питать электронное оборудование напрямую от генератора (даже с выпрямителем) - это может привести к нестабильной работе электроники или даже к выходу ее из строя. ![]() Если ваш двигатель не был изначально оборудован катушкой света - не беда, эти детали не являются дефицитом и достаточно легко приобретаются. Другое дело - вопрос стоимости. Катушка света на двигатель Mercury 15М стоит от 2000 рублей, выпрямитель - немного более 5000 руб. ![]() По моему мнению, генератор в подвесном лодочном моторе - штука хоть и полезная, но не настолько необходимая, если только вы не занимаетесь автономными походами сроком более двух недель. Во всех прочих случаях вполне будет достаточно двух - четырех малогабаритных герметичных аккумуляторов емкостью в 7-12 А/ч, причем стоимость последних вместе со специальным зарядным устройством не превышает 2000 руб. Варианты электрификации лодки Одним из вариантов будет использование свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (фото 1). В последнее время подобные источники электропитания получили значительное распространение благодаря широкому применению в источниках бесперебойного питания (ИБП), которые "поддерживают" многочисленные компьютерные сети и компьютеры отдельных пользователей. В продаже наиболее часто встречаются аккумуляторы, рассчитанные на напряжение 6 или 12В и емкостью от 0,8 до 26 А/ч. Так как большинство эхолотов работает от напряжения 12 В, то обратим внимание именно на эту категорию источников. ![]() Для подзарядки свинцово-кислотных аккумуляторов я обычно поступаю следующим образом. За 2 - 3 дня до рыбалки устанавливаю свой (специально при обретенный) аккумулятор в ИБП взамен штатного (фото 2). "Умная" электроника блока заряжает аккумулятор нужным током. После этого остается только убедиться, что процесс прошел нормально и аккумулятор получил максимальный заряд. Затем свое место опять занимает штатный аккумулятор. Практика использования аккумуляторных батарей на 2 - 3-дневных рыбалках показывает, что оптимальной емкостью их будет 7 А/ч. Этого вполне достаточно для работы и эхолота, и GPS-навигатора в течение всего светового дня без дополнительной подзарядки. ![]() Хочу предложить вашему вниманию вариант подобной лодочной инсталляции. Аккумулятор используется только в автономном режиме (без подзарядки от мотора), как источник напряжения для работы бортовых электро-приборов в течение суток-других. После длительных раздумий и примерок расположения аккумулятора в лодке (у меня - Badger SDA 330 с аэрдеком) - место для него было определено под банкой у баллона, слева по ходу движения. Для установки аккумулятора емкостью 7 А/ч был подобран контейнер (фото 3). ![]() Все используемые на лодке потребители электроэнергии имеют унифицированный разъем (под автоприкуриватель), поэтому для подключения к аккумулятору используется стандартный палубный разъем (фото 7). Крепление палубного разъема к банке выполнено на кронштейне, изготовленном из пластикового уголка (фото 8). Сам уголок крепится к банке на двух "саморезах" размером 4 на 16 . Электрическую цепь от аккумулятора к палубному разъему необходимо подстраховать с помощью предохранителя на 5 А (фото 9). ![]() Подобное объединение приборов вызвано тем, что они в таком виде до недавнего времени использовались мною на четырех различных корпусах лодок ("Москва-2" , "Казанка 5М4", "Пелла-Фиорд" и Badger SDA 330). На всех лодках, кроме "Пелла-Фиорд", были установлены стандартные палубные разъемы, поэтому подключение было очень простым. Вот "Пелла-Фиорд" не оборудовалась электросетью - и подключение приборов на ней производилось при помощи своеобразного электроудлинителя (фото 13). К клеммам аккумулятора он подсоединялся "крокодильчиками", а приборы подключались к палубному разъему помещенному в герметичный гофр (фото 14). После анализа возможных вариантов установки датчика эхолота на транце был выбран мобильный вариант, показанный на фото 15. В качестве основы - штанги - взята пластина из гетинакса. Так как "родной" фиксатор положения датчика у меня был поврежден, то новая конструкция была выполнена уже на скобе из дюралюминия, также с одной степенью свободы (можно регулировать угол наклона датчика в зависимости от наклона транца используемой лодки - фото 16). На лодках "Москва-2" и "Казанка 5М4" штанга с датчиком устанавливалась на транец на направляющем рельсе (фото 17-19). Если предстоял выход на лодке "Пелла-Фиорд", то штанга к транцу крепилась струбциной. Для установки же датчика на Badger SDA 330 из алюминиевого профиля был изготовлен переходник (фото 20). Крепление штанги на переходнике осуществляется при помощи болта М6 с барашком. А переходник уже устанавливается в штатное место, которым у меня служило гнездо крепления левого транспортировочного колеса (фото 21). В верхней части переходника имеется отверстие, куда вставляется ограничитель (карабин). ![]() GPS-навигатор на платформу устанавливается на кронштейне и подключается через стандартный разъем к преобразователю напряжения. К палубному разъему в зависимости от необходимости, можно подключить: - устройство зарядки мобильного телефона от 12 В; - "переноску" на светодиодах для освещения кокпита под тентом. Как правило, мои выезды на рыбалку с подобным оснащением длятся не более двух дней с одним ночлегом. А прошлым летом я забыл зарядить аккумулятор при выезде на очередную рыбалку, на всякий случай взял запасной, так он даже не пригодился: частично разряженного аккумулятора вполне хватило примерно на 15 -18 часов работы с нагрузкой, состоящей из GPS-навигатора и эхолота. (В следующем номере редакция предложит вниманию читателей другой взгляд на электрооборудование лодки - от Александра Кулагина из клуба "Велход") В. Соколов "Спортивное рыболовство № 4 - 2008г." аккумулятор
|