Колеса для перевозки лодок

логотипИмеющиеся в продаже откидывающиеся колеса, предназначенные для установки на транец лодок из ПВХ, могут удовлетворить практически любого, даже самого взыскательного и требовательного рыбака. Они достаточно легко с минимальным набором необходимого инструмента могут быть установлены практически на любую ПВХ-лодку. Почему все же возникла необходимость в создании еще какие-то новых конструкций? Все объясняется достаточно просто - в них колеса должны быть двойного применения.


Для лодки "Пелла-Фиорд"

Колеса для перевозки лодокфото 2К моменту создания (а это происходило около пяти лет назад) откидывающиеся колеса были мной, что называется, "заточены" под перевозку лодки "Пелла-Фиорд" (фото 1), весящей значительно больше подавляющего большинства ПВХ-лодок - масса ее превышает (с учетом небольшой модернизации) 100 кг. Таким образом, фабричные конструкции, что оказались в поле зрения на тот момент, не были рассчитаны на такую нагрузку. Это - во-первых.

Во-вторых, по своим конструктивным особенностям ни одно из имеющихся в тот период на прилавках колес не подходило для установки на подобные гребные лодки. Особенностью конструкции "Пеллы-Фиорд" и аналогов является герметичная задняя банка, заполненная вспененным составом (это так называемый "блок плавучести"), причем толщина наружного слоя стеклопластика на транце не превышает 3-4 мм.

Понятно, что саморезы в нем держаться не будут, а для установки пары болт-гайка внутрь герметичного отсека не забраться. Поэтому колеса могут крепиться только лишь на небольшом по площади пятачке, в непосредственной близости от верхней обвязки транца над задней банкой. На такую высокую точку крепления ни одна из фабричных конструкций не рассчитана.

И еще один немаловажный момент. Я попытался сделать так, чтобы на этих колесах лодку при необходимости можно было перевозить как вверх килем, так и, перевернув колеса, килем вниз.

Поэтому, в результате многократных промеров возможных точек крепления и площади опоры всей конструкции, и появились такие колеса, которые выдерживают повышенную нагрузку и легко устанавливаются на небольшую площадку. При этом была учтена малая толщина стеклопластика на транце.

фото 3фото 4
фото 5фото 6
фото 7фото 8

И, наконец, я рассчитывал, что мои колеса должны были служить лишь для того, чтобы довезти лодку до воды или до лодочного прицепа, а потом сниматься.

Универсальная конструкция держателя стойки видна на фото 1. В качестве держателя применен П-образный профиль, фиксирующими элементами которого служат либо стержни диаметром 6 мм, либо винты Мб без гайки - как вставки.

Для ПВХ-лодки

Приобретать отдельно комплект колес для ПВХ-лодки мне представлялось нецелесообразным, потому что эти же колеса для "Пеллы" без каких-либо модернизаций можно поставить на транец надувного плавсредства. Единственное, что держатель стойки колеса конструктивно стал другим. Это было вызвано, в первую очередь, опять же двойным назначением этого узла. Но об этом - потом, а пока - о колесах.

фото 9Рассмотрим особенности конструкции колес. Стойка колеса - толстостенный алюминиевый профиль 45x25x3 мм (фото 2). Длина его выбрана, прежде всего, из соображений установки и на "Пеллу-Фиорд" - 500 мм.

Мной были приобретены колеса на пластмассовых дисках размером 260x85 мм, имевшиеся тогда в строительных супермаркетах. Правда, когда конструкция была уже создана и опробована, появились в продаже такие же колеса, но на дисках из легкого сплава и по более гуманной цене. Но... поезд уже ушел.

фото 10Выбор размеров колеса определялся, исходя из предельно допустимых нагрузок. Учитывался также и характер грунта, на котором им предстояло работать - это весьма плотный песок и лишь местами глина и ил. В качестве вилки была выбрана скоба из нержавеющей стали толщиной 3 мм (фото 3).

К слову, если у читателя возникнут какие-то переживания по поводу того, как вместе будут "жить" алюминиевый сплав и нержавейка, спешу успокоить: если и будет образовываться гальваническая пара в соленой океанской воде, то с очень маленькими токами. А для нашего "пресного" Северо-Запада такая "гальваника" совсем не грозит.

Втулка оси была выполнена из дюралюминия (фото 4). Ее размеры: внешний диаметр - 20 мм, диаметр отверстия -10 мм, длина - 80 мм.

Колесо в вилке собирается на болте М10 с самоконтрящейся гайкой (фото 5). Надо учитывать, что максимальная толщина диска колеса оказалась несколько меньшей, чем размеры покрышки, и ниппель выступает за габариты диска. Чтобы избежать трения боковиной колеса о вилку и касания ниппелем вилки, на втулку оси с каждой стороны методом подбора устанавливаются по 2 - 3 центрующие шайбы, которые ограничивают люфт колеса на оси (фото 6). Вилка к стойке крепится посредством болтов М6. Для укрепления этого узла сопряжения деталей можно поставить дополнительный уголок (фото 7,8).

Из вышеперечисленных деталей, необходимых для сборки, лишь вилки и втулки были заказаны у коллег-рыбаков, работающих на одном из производств объединения "Россметалл", за что им - большое рыбацкое спасибо. Все остальное приобретено в строительных магазинах.

фото 11Если у вас, уважаемые читатели, вообще нет никакого выхода на производство, а приобрести колеса подобных размеров в ваших краях затруднительно, то можно обойтись колесами и меньшего диаметра. Как вариант оснащения съемными колесами (с минимальным заказом комплектующих на производстве) - предлагаю сделать конструкцию как у колесного шасси самолетов. Нечто подобное описано в статье И. Захарова в 3-м номере "Спортивного рыболовства" за этот год. В такой конструкции вилка не потребуется, а втулки можно подобрать из отрезков стальных водопроводных труб. Если лодку возить недалеко, то небольшой люфт на оси не особо сильно скажется на ходовых качествах всей конструкции.

Вид транцевых досок ПВХ-лодок позволил несколько по-иному взглянуть на узлы крепления транспортировочных колес к транцу: сделать многофункциональные гнезда крепления. Помимо основного предназначения - надежного удержания колес - правое, если смотреть со стороны кормы, гнездо можно использовать для установки поддерживающей спинки на месте рулевого, а левое приспособить для установки датчика эхолота. Более подробно о дополнительных функциях гнезд - чуть ниже, а пока - об особенностях их конструкции и установки.

фото 12Узлы крепления также были заказаны на производстве, т.к. из имеющегося сортамента, подобрать трубу с необходимым внутренним сечением не удалось. В их конструкции присутствует и гибка, и сварка. Держатели выполнены из нержавеющей стали толщиной 2 мм (фото 9). Внутренние размеры гнезда рассчитаны под свободную установку профиля - стойки колеса. Они крепятся на лодку при помощи четырех шурупов диаметром 6 мм длиной 30 мм с шестигранной головкой под ключ.

Моя надувная лодка - от фирмы "Баджер". Поскольку конструктивной особенностью этих лодок является выход днища за транцевую доску (см. фото 9), то гнезда устанавливаются на транцевой доске под некоторым углом - при помощи металлической прокладки под нижнюю пару шурупов. Это позволяет стойке колеса легко вставляться снизу в гнездо до ограничителя (фото 10,11).

Естественно, все это делается на берегу, после завершения процесса накачивания баллонов до паспортных значений. А после установки колес производится полное оснащение лодки, включая установку тента, снастей, мотора и бензобака.

В зависимости от направления перемещения лодки (спуск на воду или извлечение из воды), плотности берегового грунта или угла наклона слипа* вилки колес могут быть сориентированы по-разному - по ходу движения или против.

Благодаря подобным манипуляциям происходит заметное перераспределение нагрузок между колесами и рым-рукояткой, что позволяет достаточно легко проходить даже заиленные участки, не зарываясь колесами. Правда, следует отметить, что при этом нагрузка на рым увеличивается с 15 - 20 кг до 30 - 35 кг. Но, мне представляется, такая нагрузка не является чем-то запредельным для человека средних физических кондиций. Это позволяет в одиночку осуществлять спуск и, самое главное, подъем на берег полностью оснащенной лодки длиной 330 - 340 см, даже если берег имеет рыхлый и вязкий грунт.

Хочу отметить еще одну особенность данной конструкции. Как на берегу, так и в воде колеса легко ставятся одним человеком либо с заходом в воду (на небольшой глубине), либо с борта самой лодки. Кроме того, не надо беспокоиться, что колесо выпадет из рук - оно не тонет. А если предстоят манипуляции с колесами на течении, то для подстраховки (чтобы не уплыли) их можно связать между собой (фото 12).

Опыт эксплуатации колес на разных лодках на протяжении уже пяти сезонов позволяет уверенно говорить о создании вполне жизнеспособной конструкции.

* Слип - наклонный настил для подъема лодки на берег.

В. Соколов

"Спортивное рыболовство № 5 - 2008г."


конструкция
Опрос

У ВАС есть лодка, Вы ее зарегистрировали в ГИМС?

  1. Я еще не купил, но буду приобретать (245 / 17%)
  2. У меня есть лодка, но я ее еще не регистрировал (208 / 15%)
  3. Свою лодку я уже зарегистрировал, но номера еще не наносил (204 / 15%)
  4. Лодку зарегистровал, бортовые номера ГИМС нанес (204 / 23%)
  5. Моя лодка не требует регистрации (421 / 30%)