О комфорте в лодке рыбака

 Когда еще не было своего плавсредства, и мы с друзьями ^пользовались исключительно прокатными "Пеллами", то практически не задумывались над таким понятием как комфорт обитания в лодке.

Спасжилет - на банку, вроде бы чуть помягче и чуть повыше. Побыстрее к заветному месту лова, несколько забросов - и, можно сказать, рыбалка уже состоялась. Пребывание на воде редко продолжалось более трех - четырех часов, и оно было достаточно разнообразным: то гребля к месту лова, то ловля взаброс.

Ловля на "дорожку" привнесла свои особенности и в рыбалку, и в представление о комфорте. Уже не стало той калейдоскопической смены действий. Время в лодке на воде, подчас на приличной волне, заметно удлинилось, и, что вполне естественно, захотелось, чтобы любимое занятие проходило в максимально комфортных условиях.

На маленьких лодках

 Как правило, все производители определяют место рулевого уже на этапе проектирования и создания лодки. Но, к сожалению, не всегда подобные посадочные места оказываются верхом конструкторской мысли с точки зрения эргономики. Этому есть и объективные причины -  конструктивные особенности лодки и требования по обеспечению необходимого уровня безопасности. А самое главное, что на этапе проектирования не все варианты возможностей данного корпуса учитываются производителем. Но это объясняется тем, что проектированием лодок в большинстве наших фирм занимаются не рыбаки! То есть - зачастую в массы продвигается изделие, которое в дальнейшем потребует каких-то доработок в соответствии с требованиями потребителя. И если жесткие корпуса могут потребовать доработок только под специфику рыбалки (хотя очень многое уже предусмотрено изначально), то ПВХ-лодки, в основном из-за своих небольших размеров, могут претерпеть значительную модернизацию в рамках дозволенного.

  Как правило, если предстоит порулить совсем немного, скажем, от нескольких минут до получаса, находясь в предвкушении будущих больших уловов, то требования к модернизации еще не начинают принимать осязаемый вид. Такая поездка - не утомительна. И даже у совсем нетренированного организма не вызовет практически никаких негативных проявлений.

Но если рулить долго, то негативные проявления начнут нарастать с пугающей быстротой: у кого-то из-за очень низкой посадки начнут побаливать травмированные давным-давно колени, у кого-то мышцы задней поверхности бедра и выше могут оказаться сильно намятыми.

 Но самое главное - при длительной езде под мотором (особенно, если присутствует даже небольшая волна) устает спина, которая станет требовать хоть какой-то поддержки. Если этой поддержки нет, то очень быстро удовольствие от единения с матушкой природой и бескрайними водными просторами сменяется вначале легким раздражением, а потом... Да что говорить - очень многим рыбакам довелось на собственной спине почувствовать все прелести этого водно-моторного счастья. Не удивительно, что после получения подобного личного опыта в лодках начинают появляться разборные кресла от дачных гарнитуров, занимающих добрую половину кокпита.

А как быть тем, кто имеет в лодке совсем мало жизненного пространства? Если лодка из ПВХ имеет небольшие размеры? Можно выделить два пути решения проблемы.

1. Заказать какие-то приспособления, надобность в которых определена личным опытом производителя лодок. Но в этом случае надо быть готовым к тому, что придется расстаться с весьма ощутимой денежной суммой - все опции, а особенно спецзаказ, стоят дорого.

 2. Все сделать под себя, своими руками, с минимальным привлечением каких-либо производственных мощностей. И - под желанных на судне гостей. Это обещает значительное сокращение затрат на требуемые усовершенствования. Но при этом необходимо, прежде всего, помнить, что все усовершенствования не должны снизить уровень безопасности эксплуатации лодки.

Усовершенствование лодки
В этот раз будем тюнинговать лодку Badger SDA 320. Начинаем с банки. В комплект штатной поставки входят:

- одна банка фанерная для матроса-гребца - весьма жесткая, а поэтому не слишком пригодная для длительной эксплуатации по прямому назначению;

- одна банка надувная - мягкая удобная, легко сдвигаемая в любое место кокпита.


 Но вот на чем сидеть шкиперу? Вопрос остается открытым. Причем хочу особо выделить такую особенность ПВХ-лодок с днищем в виде аэрдека: 80 - 110 мм толщины надувного днища уменьшают высоту любой штатной банки на таких лодках, усугубляя неудобное положение сидящего. Реальных предложений - два.

1. Докупить или сделать самому фанерную банку на штатное место водителя, немного облагородив ее. Но при штатном расположении банки и штатных креплениях поддержку для спины организовать весьма проблематично, т.к. заметно сокращаются углы возможного поворота мотора.

2. Сделать отдельную сидушку и расположить ее около транца. Мною было испытано несколько вариантов изготовления подобных сидушек: и расположенных с перекрытием всего кокпита, и в правом углу у мотора. Были опробованы различные деревянные и пластиковые контейнеры - типа корзин для белья, ящиков из-под приборов. Остановился я на пластиковой корзине для покупок в магазинах (фото 1). По своей конструкции ей вполне хватает прочности, чтобы выдержать шкипера, весящего 100 кг и более.

Кстати, внутри такой корзины свободно размещается штатный насос Bravo и ремкомплект ПВХ-лодки. Корзина потребует лишь незначительной доработки для усиления днища, а точнее - небольшой накладки из фанеры для более равномерного распределения веса человека, сидящего на ней. В качестве такой накладки можно использовать любую фанеру толщиной не менее 6 - 8 см. Если это будет не водостойкий материал, то потребуется дополнительная его пропитка, защищающая от воздействия влаги. Высоту сидушки можно сделать любой, удобной для вас (фото 2).


 Но не стоит особенно сильно поднимать ее над уровнем борта. Это может несколько повысить центр тяжести судна, что будет далеко небезопасно при усилении ветра и волны, а также при движении в режиме глиссирования. Поэтому - все хорошо, что в меру. Итак, до комфортной высоты сиденье можно довести либо жестким пенопластом, либо несколькими слоями "пенки", склеенными между собой (фото 3). На фото 4 представлена комбинированная подушка из пенопласта и "пенки".

Такое сиденье в лодке необходимо закрепить так, чтобы оно не сдвигалось со своего места при всех режимах движения. Для этого предназначены технологические петли в дополнительном настиле на аэрдек (см. фото 4) и шлевки из стропы, закрепленные на транце (фото 4 и 5).

Спинка сиденья шкипера. В качестве стойки спинки я использовал алюминиевый профиль размером 36x20x2 мм. На стойке (длиной 400 мм) имеется ограничение в виде стопорного винта. Именно под такие размеры профиля и были рассчитаны гнезда установки легкосъемных колес для транспортировки лодки от автомашины к месту спуска на воду. Небольшой люфт, который возможен, не влияет на потребительские свойства всей конструкции.

 Гнутая спинка может быть выполнена как из фанеры, которую предварительно необходимо пропитать для придания водоотталкивающих свойств (фото 6), так и из пластика. Очень хорошо подходят для этих целей части колец современных водопроводных пластиковых труб большого диаметра. Такие трубы выпускаются различных диаметров, но для наших целей, на мой взгляд, наиболее пригодными будут трубы диаметром 700 - 800 мм. Толщина стенок такой трубы порядка 20 - 25 мм. Материал - родственный ПВХ или сложный композит на основе полиэфирных смол с наполнителями.


Отдельные виды таких материалов лучше всего пилить, используя дисковые отрезные устройства ("болгарки"), а сверлить - применяя твердосплавные сверла. Крепление такого гнутого элемента к стойке на своей лодке я выполнил, как показано на фото 7. Так как место крепления профиля только одно, то с помощью уголка из нержавеющей стали усилие распределил на большую поверхность - две точки крепления гнутой спинки.

Внутреннюю поверхность гнутой спинки, непосредственно прилегающую к спине рулевого, можно еще оклеить каким-нибудь мягким материалом, не впитывающим воду. Оптимальным вариантом такой накладки будет - изолон, или "пенка", приклеенная силиконовым герметиком или синтетическим клеем на полиуретановой основе.

 Высота спинки может регулироваться ограничительным штырем на профиле. Изготовленный вариант спинки не только обеспечивает опору для спины шкипера, но и дает возможность облокотиться на борт лодки, что иногда бывает важно при длительной ловле на бортовые снасти.


Банку, которая предназначена для гребца и размещена на переднем подвесе, я также оклеил двумя слоями "пенки" для удобства сидения. Для надежного сцепления слоев процесс приклейки выполняется по такой технологии (фото 12). Вначале герметиком приклеивается слой "пенки" точно в размер банки. Затем, дождавшись полной полимеризации герметика, укладывается на клей второй слой "пенки", но уже с запасом. Убедившись, что и второй слой "пенки" приклеился, перегибается припуск на тыльную сторону банки и вначале приклеивается, а потом закрепляется саморезами на обратной стороне.

В серии моих публикаций, посвященных модернизации ПВХ-лодок (см. "Спортивное рыболовство" №№ 3-6, "Спортивное рыболовство" №№ 10 - 12 за 2007г. и "Спортивное рыболовство" №№ 4 и 5 за 2008г.), изложен собственный опыт и подходы, личное понимание того, как должна выглядеть лодка рыбака, увлекающегося ловлей на "дорожку" на больших и открытых всем ветрам водоемах. Красной нитью я постарался провести мысль о том, что все нововведения, прежде всего, не должны снижать уровень безопасности экипажа. Модернизация касается небольших лодок, к которым относится и Badger SDA 320. Но, тем не менее, даже в таких лодках можно создать приемлемые условия, позволяющие экипажу из двух человек не только комфортно ловить рыбу, но и отдохнуть между рыбалками.

В. Соколов

"Спортивное рыболовство № 7 - 2008г."
лодка, снаряжение
Опрос

У ВАС есть лодка, Вы ее зарегистрировали в ГИМС?

  1. Я еще не купил, но буду приобретать (243 / 17%)
  2. У меня есть лодка, но я ее еще не регистрировал (207 / 15%)
  3. Свою лодку я уже зарегистрировал, но номера еще не наносил (204 / 15%)
  4. Лодку зарегистровал, бортовые номера ГИМС нанес (204 / 23%)
  5. Моя лодка не требует регистрации (417 / 30%)